§ 10. ОПОРЫ ПЛАВАЮЩИХ ВАЛОВ
На рис. 6.24, β показаны конические роликоподшипники, поставленные широкими торцами наружных колец навстречу друг другу, а на рис. 6.24,6 — широкими торцами наружу. Установка подшипников по рис. 6.24, в характеризуется большей угловой жесткостью.
Для того чтобы предварительно комплект ва- ла-червяка вместе с подшипниками можно было вставить в стакан или в корпус, предусматривают зазор С> 1 ...2 мм (см. рис. 6.23, 6.24).
§ 10. ОПОРЫ ПЛАВАЮЩИХ ВАЛОВ
Плавающими называют
валы, обе опоры которых плавающие. В этом случае обеспечивается возможность
самоустановки плавающего вала относительно другого вала, зафиксированного от
осевых перемещений. Такая самоустановка необходима, например, в шевронных или
косозубых зубчатых передачах, представляющих собой разделенный шеврон. При
изготовлении колес указанных передач неизбежна погрешность углового
расположения зуба одного полушеврона относительно зуба другого полушеврона.
Из-за этой погрешности первоначально в зацепление входят зубья только одного
полушеврона.
Возникающая в полушевроне осевая сила стремится сместить колесо вместе с валом вдоль оси вала. Если позволяют опоры, то вал под действием осевой силы перемещается в такое положение, при котором в зацепление войдут зубья обоих полушевронов, а осевые силы, возникающие в них, уравновесятся. Осевая фиксация вала в этом случае осуществляется не в опорах, а в зубьях шевронных колес.
В качестве опор плавающих валов применяют радиальные подшипники. Чаще всего используют подшипники с короткими цилиндрическими роликами. В случае применения этих подшипников значительно уменьшается сила, потребная для осевого перемещения вала. Устраняется изнашивание корпусной детали в месте установки подшипника, так как осевое плавание вала обеспечивается за счет смещения внутренних колец подшипников совместно с комплектами роликов относительно наружных колец.
Одной из распространенных является конструктивная схема, показанная на рис. 6.25, а (см. также рис. 14.3, а). Здесь внутренние кольца подшипников закреплены на валу, а наружные — в корпусе. Одним из недостатков этой схемы является необходимость изготовления канавок в корпусе для установки колец, образующих искусственный упорный буртик. Этого недостатка лишена схема, представленная на рис. 6.25,6 (см. рис. 14.3,6).