§ 12. КОНСТРУКТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ
Расточку отверстия можно упростить, если выполнять его
сквозным с диаметром D2 (по наружному диаметру большего подшипника) (рис. 6.27,6). Но
для установки подшипника с меньшим наружным диаметром Dx применяется
дополнительная деталь—кольцо 1. Осевое фиксирование этого кольца в корпусе
осуществляется кольцевым выступом, Рис. 6.26 входящим
в канавку корпуса. Подшип-
|
ники устанавливают, упирая в торцовые поверхности детали 1. Поэтому точность изготовления кольца 1 должна быть высокой. Необходимо помнить, что для установки кольца корпус должен быть разъемным.
Кольцо 1 можно сделать без фиксирующего выступа (рис. 6.27, в). В этом случае упрощается и обработка отверстия корпуса, и конструкция кольца. Однако соосно расположенные валы образуют общую систему. При расчете подшипников одного вала' необходимо учитывать осевые силы, действующие на него со стороны другого вала.
Регулирование осевых зазоров при сборке опор по рис. 6.27, а, б производят независимо для каждого вала, а при сборке опор по рис. 6.27, в—сразу для четырех подшипников обоих валов.
При постановке кольца 1 предпочтительным является вариант по рис. 6.27, в.
§ 12. КОНСТРУКТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ
Шероховатость посадочных поверхностей в местах установки подшипников на валу и в корпусе должна соответствовать ГОСТ 2789—73 i?a = 0,4...1,6 мкм. Такую шероховатость экономически целесообразно получать шлифованием. Для выхода шлифовальных кругов выполняют канавку (рис. 6.28, а—в). Канавки, выполненные по рис. 6.28, а, б, применяют при шлифовании поверхности вала, а по рис. 6.28 в— при шлифовании отверстия в корпусе. Размеры канавок (мм) приведены в табл. 6.9.
|
Нужно иметь в виду, что канавки на валах вызывают повышенную концентрацию напряжений и понижают прочность валов при переменных напряжениях. Поэтому канавки выполняют чаще всего на валах, диаметры которых определяются условиями жесткости. Такими валами, в частности, являются валы редукторов, коробок передач.
Меньшей концентрацией напряжений характеризуется выполнение переходной поверхности вала галтелью постоянного радиуса (рис. 6.29). Радиус галтели гх принимают меньше координаты фаски г (мм) по табл. 6.10.
Шлифование галтели очень трудоемко. Поэтому такую форму переходной поверхности применяют только при высокой напряженности вала.
При проектировании подшипникового узла контакт смежных с подшипником деталей необходимо предусматривать только по торцам подшипниковых колец, на высоте заплечика. Другие поверхности смежных деталей должны отстоять от торцов колец для всех типов подшипников (кроме конических роликовых) не менее чем на a = 2...3 мм (рис. 6.30).