§ 3. КОНСТРУКЦИИ ВАЛОВ
На рис. 12.7,6 между
подшипником и деталью установлена втулка 7, которая охватывается манжетным
уплотнением 2. Во избежание проворачивания втулки относительно вала деталь
обязательно поджимают, например, болтом

3 и концевой шайбой 4 к торцу втулки. Размеры концевых шайб, болтов и штифтов для их крепления приведены в табл. 19.7. Осевое поджатие по варианту конструкции, показанной на рис. 12.7,6, можно осуществлять и круглой шлицевой гайкой по типу рис. 12.7, а.
Конические концевые участки. Посадку детали на конический конец вала производят с обязательным нагружением осевой силой, например с помощью болта 1 через торцовую шайбу 2 (рис. 12.8, а). Стопорная шайба 3 фиксирует болт относительно шайбы, а цилиндрический штифт 4 фиксирует шайбу относительно вала.
Надежно крепление детали гайкой 1 (рис. 12.8,6). Круглую шлицевую гайку после затяжки стопорят многолапчатой шайбой 3. Размеры канавки на валу под язычком стопорной шайбы приведены в табл. 19.6.
Шестигранную гайку 1 (рис. 12.8, в) стопорят шайбой 3, отгибая одну лапку в шпоночный паз, а другую —на грань гайки.
Наибольшей силой поджима характеризуется конструкция по рис. 12.8, в, которую применяют при тяжелом реверсивном режиме работы, наименьшей силой—по рис. 12.8, а. Такая конструкция применяется при легком нереверсивном режиме работы.
§ 3. КОНСТРУКЦИИ ВАЛОВ
Быстроходные валы. Быстроходные валы имеют концевые участки, участки для установки подшипников и участки, на которых нарезают зубья шестерен цилиндрических или конических зубчатых передач (конструкции валов-червяков см. § 7 гл. 4). Конструирование консольных участков и определение диаметров валов в местах установки подшипников рассмотрены в § 1 гл. 12. Диаметр среднего участка вала чаще всего определяется размером dm, величину которого находят из условия надежного контакта заплечиков вала и внутреннего кольца подшипника (см. рис. 3.1, 3.2). На среднем участке вала нарезают зубья шестерни цилиндрической зубчатой передачи. Конструкция вала в этом месте зависит от передаточного числа и межосевого расстояния передачи. При небольших передаточных числах и относительно большом межосевом расстоянии диаметр df г окружности впадин шестерни больше диаметра dEU вала (рис. 12.9, а). При больших передаточных числах и относительно малом межосевом расстоянии диаметр dfl шестерни оказывается меньше dEU.