§ 8. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОПОР ВАЛОВ КОНИЧЕСКИХ ШЕСТЕРЕН
Регулирование радиально-упорных подшипников при применении закладных крышек производят воздействуя винтом 1 на самоустанавливающуюся шайбу 2 (рис. 6.20,6). Для повышения точности регулирования применяют резьбы с мелким шагом.
Регулирование этих подшипников компенсаторным кольцом по типу, показанному на рис. 6.20, а, на практике оказалось очень сложным. Этот способ применяют в ответственных изделиях, когда важно, чтобы потребитель не мог нарушить регулировку.
Регулирование подшипников, установленных «врастяжку» (см. рис. 3.6, г). Регулирование подшипников производят осевым перемещением внутренних колец по валу с помощью гаек. Ослаблять посадку под перемещаемым при регулировке внутренним кольцом подшипника не требуется. Для
|
регулировки подшипников достаточно одной гайки (рис. 6.21,6). Если дополнительно требуется регулировать осевое положение вала, гайки предусматривают на обоих его концах (рис. 6.21, а).
§ 8. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОПОР ВАЛОВ КОНИЧЕСКИХ ШЕСТЕРЕН
В узлах конических передач широкое применение находит консольное закрепление вала-шестерни. При таком закреплении опоры вала располагаются по одну сторону от шестерни. Конструкция узла получается простой, компактной и удобной для сборки и регулировки.
Недостатком консольного расположения шестерни является повышенная концентрация нагрузки по длине зуба шестерни. Концентрацию нагрузки можно уменьшить повышением жесткости узла.
В конструкциях узлов конических шестерен применяют радиально-упорные подшипники. В быстроходных передачах (л^ 3000 об/мин) для снижения потерь в опорах устанавливают шариковые радиально-упорные подшипники. Однако для повышения жесткости опор вала чаще всего применяют конические роликовые подшипники. Подшипники устанавливают по схеме «врастяжку» (рис. 6.22) — широкие торцы наружных колец подшипников расположены внутрь, навстречу друг другу.
Силы, действующие в коническом зацеплении, вызывают появление радиальных реакций опор.
Обозначим: а2— расстояние между точками приложения реакций; а1—длина консоли; d—диаметр вала в месте установки подшипника. При конструировании необходимо выдерживать соотношения: а19 а2 = 0,61 или а2 = (1...
...2,5)ах (см. рис. 3.3). Окончательно принимают большее значение а2. При этом 'узел получается весьма компактным (см. также рис. 14.4).