§11. КОНСТРУИРОВАНИЕ ШКИВОВ
Обычно рычаг 1 и рукоятку управления 3 устанавливают на общей оси (рис. 4.28, а, б). В варианте а ось выполнена ступенчатой, в варианте б ось имеет одинаковый диаметр по всей длине. Этб упрощает ее изготовление. При сборке шайбу 2 надевают на ось, а затем сдвигают в канавку на оси. В таком положении шайба удерживает ось от смещений (рис. 4.28,6).
|
Рис. 4.30
Для лучшей устойчивости механизма переключения желательно, чтобы длина / была в 2...2,5 раза больше диаметра оси.
Рукоятки управления обычно делают сборными — ступица (рис. 4.29), стержень (рис. 4.30) и ручка (рис. 4.31). Размеры (мм) ступиц и стержней приведены в табл. 4.6,4.7.
Большое распространение получили шаровые ручки из пластмассы.
Устройства для фиксирования подвижных деталей. В каждом из положений механизм переключения скоростей должен быть зафиксирован. Часто фиксирующее устройство располагают в рукоятке управления. На рис. 4.32 показан наиболее распространенный вариант фиксирования механизма шариком, заходящим в гнездо. Чтобы избежать износа корпусной детали, засверловку под шарик делают в специальных стальных пластинах (шайбах).
Иногда применяют фиксирование перемещаемых по валу зубчатых колес (рис. 4.33, α — в) или вилок (рис. 4.33, г).
Недостатком фиксирующих устройств с шариками является не вполне надежное фиксирование, в связи с чем при переключении скоростей возможны случаи выхода зубчатого колеса за крайнее положение. Это приводит к зацеплению зубьев не по всей длине. Поэтому следует применять ограничители хода подвижных деталей. В качестве ограничителей можно использовать дистанционные втулки 1
Исполнение I |
Таблица 4.6
D |
d |
4 |
d2 |
dз |
/ |
Η |
h |
К |
С |
65 |
18 |
M12 |
17 |
6 |
24 |
30 |
18 |
10 |
2 |
80 |
22 |
М16 |
21 |
6 |
32 |
36 |
22 |
12 |
2,5 |
dc |
dc |
do |
/ |
l\ |
С |
|
/2 |
l |
||||||
16 |
М12 |
M10 |
16 |
20 |
12 |
1,2 |
2,2 |
1,8 |
65 |
80 |
100 |
125 |
160 |
200 |
20 |
М16 |
M10 |
20 |
25 |
10 |
1,8 |
2,6 |
2,6 |
160 |
200 |
250 |
320 |
400 |
— |
устанавливаемые на валах (рис. 4.33, а — в) или на направляющих скалках (рис. 4.33, г).
§11. КОНСТРУИРОВАНИЕ ШКИВОВ
Шкивы ременных передач изготовляют чаще всего литыми из чугуна. Для снижения инерционных нагрузок шкивы высокоскоростных передач изготовляют из легких сплавов. При небольшом выпуске их изготовляют также сварными из стали.
Внешняя поверхность обода шкива плоскоременной передачи имеет форму кругового цилиндра (рис. 4.34, а). В быстроходных передачах внешнюю поверхность обода одного из двух шкивов следует выполнять сферической (рис. 4.34,6) или с двумя конусами (рис. 4.34, в). При этом ремень лучше фиксируется на шкивах и во время работы передачи не сбегает с них. Величину выпуклости h (мм) принимают по табл. 4.8 (см. ГОСТ 17383—73).