§4. ДОПУСКИ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ
Предельные отклонения функциональных размеров берут из чертежа сборочной единицы (редуктора), на котором на эти размеры заданы посадки, цепочных размеров в общем случае по результатам расчетов соответствующих размерных цепей. В частном случае в учебных проектах предельные отклонения цепочных размеров принимают в зависимости от способа компенсации.
Если компенсатором служит деталь, которую шабрят или шлифуют по результатам измерений при сборке, то в целях уменьшения припуска на шабрение или шлифование поля допусков цепочных размеров следует принимать: отверстий ЯП, валов h 11, остальных + /7Ί1/2.
Если компенсатором служит набор прокладок, то поля допусков цепочных размеров принимают более свободными: Я12, Л12, +/7Ί2/2.
Если же компенсатором служит винт, то вследствие широких компенсирующих способностей винтовой пары поля допусков цепочных размеров принимают: +/2, —/2, ±/2/2.
Предельные отклонения свободных размеров оговаривают в технических требованиях записью, аналогичной записи для размеров низкой точности (см. с. 281).
Предельные отклонения координат крепежных отверстий принимают по рекомендациям, приведенным в табл. 16.11.
Предельные отклонения диаметров резьб показывают на чертежах деталей в соответствии с посадками резьбовых соединений, приведенными на чертежах сборочных единиц.
Например, для резьб в отверстиях: М16 — ЗН6Н; Μ32 χ 1,5 — 2Н5С; для резьб на валах: М16 — 2т; М32х1,5 — 2г.
§4. ДОПУСКИ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ
При обработке деталей возникают погрешности не только линейных размеров, но и геометрической формы, а также погрешности в относительном расположении осей, поверхностей и конструктивных элементов деталей. Эти погрешности могут оказывать вредное влияние на работоспособность деталей машин.
Для
подшипников, например, важно, чтобы не искажались дорожки качения обоих колец
подшипников. Кольца подшипников очень податливы и при установке копируют форму
посадочных поверхностей валов и корпусов. Чтобы уменьшить искажение формы
дорожек качения, на посадочные поверхности валов и корпусов задают допуски
формы.
|
Перекос колец подшипников увеличивает сопротивление вращению валов, увеличивает потери энергии и снижает их ресурс. Перекос колец вызывают следующие причины:
а) отклонения от соосности посадочных поверхностей вала и корпуса;
б) отклонения от перпендикулярности базовых торцов вала и корпуса;
в) наклон упругой линии вала в опоре под действием нагрузки