+ а; С=(0,3... ...0,35)-{Ъ + а)\ 5 = 2,2m + 0,05(b + a)\ h = 2,5m. § 2. ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ КОЛ
Острые кромки на торцах ступицы, углах обода притупляют фасками, размеры которых (мм) принимают по табл. 4.1.
При объеме годового выпуска более 100 шт. применяют двусторонние штампы. Форму зубчатых колес для этих случаев проектируют по рис. 4.2, а, б. Тонкими линиями показана заготовка колеса после штамповки. Для свободной выемки заготовки колес из штампа принимают значения штамповочных уклонов γ ^ 7° и радиусов закруглений мм. Толщину диска делают С«1,4*5.
Условия пластической деформации металла при штамповке улучшаются, если выемки в дисках колес выполнять по рис. 4.3, а, б. Радиусы закруглений принимают R^20 мм,
Таблица 4.1
|
а штамповочные уклоны γ ^12°. В зависимости от соотношения размеров колес выемки в дисках оформляют одной дугой радиуса R (рис. 4.3, а) или двумя дугами радиуса
|
m |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
а |
32 |
38 |
42 |
48 |
53 |
60 |
67 |
75 |
85 |
100 |
R и плоскостью (рис. 4.3, б). Толщйна диска в этом случае С»0,5 Ь2.
Для снижения массы колес, что особенно важно, например, в самолетостроении, колеса делают с более тонким диском (С^0,25 -Ь2), радиусы закруглений принимают минимальными, в дисках выполняют 4...6 отверстий. Однако шумовые характеристики передачи при этом существенно выше. Для быстроходных колес после механической обработки проводят балансировку. Если произвести механическую обработку кругом, как показано на рис. 4.2, а, то специальную балансировку можно не делать.
Шевронные зубчатые колеса отличаются от других цилиндрических колес большей шириной. НаиОолее часто шевронные колеса изготовляют с канавкой посередине, предназначенной для выхода червячной фрезы, нарезающей зубья. Ширину канавки а (мм) определяют по диаметру фрезы в зависимости от модуля т (мм) (табл. 4.2).
Остальные конструктивные элементы шевронных колес принимают по соотношениям (рис. 4.4): 1СТ = Ь + а; С=(0,3... ...0,35)-{Ъ + а)\ 5 = 2,2m + 0,05(b + a)\ h = 2,5m.
§ 2. ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ
|
Основные
конструктивные элементы dCT,
/ст, 5,-/(рис.
4.5, а, б) в колесах внутреннего зацепления принимают по соотношениям для колес
внешнего зацепления, которые приведены на с. 64. Конструктивное исполнение
колес внутреннего зацепления может быть выполнено по одному из вариантов,
показанных на рис. 4.5 и отличающихся рас-
Рис. 4.5 |
положением ступицы относительно зубчатого венца: ступица расположена внутри колеса (рис. 4.5, а), что обеспечивает лучшие условия работы зацепления по сравнению с вариантом по рис. 4.5, б, в котором ступица вынесена за контур зубчатого -венца.