Фактическое передаточное число
1. Число зубьев колеса (2.38)
z2 = d'e2/me = 243,2/2,0=121,6. Примем z2 = 122 зуба. Число зубьев шестерни (2.39) ζ γ = ζ 2 / u = 122 /3,15 = 38,7. Округляя, примем zx = 39.
2. Фактическое передаточное число иф= 122/39 = 3,128. Отклонение от заданного передаточного числа (2.40)
6. Окончательные размеры колес.
Углы делительных конусов колеса и шестерни:
δ2 = arctg u^ = arctg 3,128 = 72,27128°; cos52 = 0,3045; δ1=90°-72,27128 = 17,72872°; со*Ьг =0,9525.
Делительные диаметры колес (2.41):
del =mez1 =2-39 = 78 мм; de2 = mez2 = 2-122 = 244 мм. Коэффициенты смещения (2.42):
= 2,6м0,14zj~0,67 = 2,6-3,1280,14-39" °'67 = 0,262; =-0,262. Внешние диаметры колес (2.43):
dael=del + 2(l+xel)mecos81 = 78 + 2(l+0,262) χ
χ 2-0,9525 = 82,808 мм; dae2 = de2 + 2(l+xe2)mecosb2 = 244 + 2(l-0,262) χ χ 2-0,3045 = 244,9 мм.
7. Пригодность заготовок колес:
D^r = del+2me + 6 мм = 78+ 2-2 + 6 = 88 мм; 5заг = 8те = 8-2=16 мм.
Условия пригодности заготовок выполняются (см. табл. 2.1).
8. Силы в зацеплении. Средний диаметр колеса
dm2 = 0,857^е2 = 0,857-244 = 209 мм.
Окружная сила на среднем диаметре колеса (2.45)
Ft = 2T2 jdm2 = 2-292· 103/209 = 2794 Η.
Осевая сила на шестерне, равная радиальной силе на колесе (2.46),
Fal = Fr2 = Fttgoismb1 =2794-0,364-0,3045 = 309,7 Η.
Радиальная сила на шестерне, равная осевой силе на колесе (2.47),
Frl=Fa2 = Ftigacosb1 = 2794-0,364-0,9525 = 968,7 Η.
9. Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба. Предварительно определим значение некоторых коэффициентов.
Коэффициент KFβ принят равным Λ^.β=1,0. Коэффициент KFV для прямозубых колес при твердости зубьев колеса <350 НВ равен 1,4.
Коэффициент $р для прямозубых колес равен 0,85. Для определения коэффициентов YF2 и YF1 предварительно надо найти эквивалентные числа зубьев (2.49):
После этого по табл. 2.8 находим: YF2 = 3,65; YF1 = 3,53. Напряжения изгиба в зубьях колеса (2.50)
oF2 = KFpKFVYF2Ftl(bme&F) = = 1 · 1,4-3,65-2794/(36-2-0,85) = 233,3 Н/мм2.
Напряжения изгиба в зубьях шестерни (2.51) oF1 = GF2YF1/YF2 = 233,3-3,53/3,65 = 225,6 Н/мм2.
Напряжения изгиба зубьев колеса и шестерни меньше допускаемых. Продолжим расчет.
10. Проверка зубьев колес по контактным напряжениям.
Коэффициенты Кн^= 1,0, а θΗ = 0,85.
По формуле (2.52) расчетное контактное напряжение = 576 Н/мм2,
что меньше допускаемого значения.