ГЛАВА 4 КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ, ЧЕРВЯЧНЫХ КОЛЕС, ЧЕРВЯКОВ, ШКИВОВ И ЗВЕЗДОЧЕК
Расчет ременной передачи. По схеме задания на вал червяка движение передается ременной передачей, передаточное число которой ир = 2,65. Выбираем поликлиновой ремень. Результаты расчета, выполненные по учебнику [6], следующие:
для сечения ремня JI число клиньев ζ = 8;
диаметры шкивов <3^ = 100 мм; я?2 = 265 мм;
ширина шкива В = 45 мм.
Сила, действующая на валы со стороны ременной передачи, Fp = 968 Η.
Направление силы Fp принимают по линии центров передачи. На рис. 3.15 приведена эскизная компоновка червячного редуктора.
ГЛАВА 4
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ, ЧЕРВЯЧНЫХ КОЛЕС, ЧЕРВЯКОВ, ШКИВОВ И ЗВЕЗДОЧЕК
По результатам разработки эскизного проекта вычерчиваются контуры зубчатых или червячных колес и червяков. Следующим шагом является конструктивная отработка их формы.
§ 1. ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ
Форма зубчатого колеса может быть плоской (рис. 4.1, а, б) или с выступающей ступицей (рис. 4.1, в). Значительно реже (в одноступенчатых редукторах) колеса делают со ступицей, выступающей в обе стороны.
Торцы ступицы определяют положение колеса на валу. Торцы зубчатого венца используют для установки заготовки при нарезании зубьев.
На рис. 4.1, а — в показаны простейшие формы колес, применяемые при единичном и мелкосерийном производстве. При небольших диаметрах колес их изготовляют из прутка, а при больших — заготовки получают свободной ковкой с последующей токарной обработкой. Чтобы уменьшить объем точной механической обработки, на дисках колес выполняют выточки (рис. 4.1, б, в). При диаметре da<80 мм эти выточки, как правило, не делают (рис. 4.1, а).
Длину посадочного отверстия колеса /сх желательно принимать равной ширине зубчатого венца (lCj = b2)· Длину ступицы согласуют также с расчетом соединения (шпоночного, шлицевого или соединения с натягом), выбранного для передачи вращающего момента с колеса на вал, и с диаметром посадочного отверстия d:
оптимальное значение /ст = (1,0...1,2) rf.
Диаметр ступицы dCT и толщину торцов зубчатого венца принимают:
где m — модуль зацепления.
На торцах зубчатого венца выполняют фаски. Размеры фасок принимают /^(0,6...0,7)m с округлением до стандартного значения (табл. 4.1). На прямозубых зубчатых колесах фаску выполняют под углом аф = 45°, на косозубых колесах при твердости рабочих поверхностей <350 НВ под углом аф = 45° (см. рис. 4.1, а, б), а при >350 НВ — аф=15° (см. рис. 4.1, в).