ось червяка зубчатого венца чербячного колеса
Так, например, в конических передачах на совмещение вершин конусов назначаются вполне определенные требования точности (ГОСТ 1758—81).
Как показывает опыт машиностроения, фактическая ошибка относительного положения конических колес обычно значительно превосходит допускаемую. Поэтому совпадение вершин конусов обеспечивают регулированием осевого положения колес во время сборки передачи.
На рис. 4.20, α — β, показаны возможные случаи относительного расположения конических зубчатых колес и соответствующее им расположение пятна контакта на зубе колеса. Стрелками указано направление осевого перемещения колес при регулировании.
В червячных передачах должна быть точно совмещена
|
|
средняя
плоскость зубчатого венца червячного колеса с осью червяка. Норма точности на
этот параметр приведена в ГОСТ 3675— 81. Фактическое смещение средней плоскости
зубчатого венца червячного колеса относительно оси червяка значительно
превосходит допускаемое. Поэтому точности относительного положения червячного
колеса достигают регулированием.
На рис. 4.21, а — в, показаны возможные случаи относительного расположения оси червяка и средней плоскости зубчатого венца червячного колеса и соответствующее им расположение пятна контакта на зубе колеса. Стрелками указано направление осевого перемещения червячного колеса при регулировании.
Регулируют осевое положение конических и червячных колес подбором прокладок, колец или винтами. Конструкции регулировочных устройств приведены в гл. 14.
§ 10. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ШЕСТЕРНЯМИ
Чаще всего для передвижения зубчатых колес используют рычаг 7, установленный на общей оси с рукояткой управления (рис. 4.22). Эта схема наиболее простая. Недостатком ее является то, что при перемещении колеса в нужное положение конец рычага описывает дугу радиусом R и камень 2, находящийся в пазу зубчатого колеса, смещается с оси последнего. Желательно, чтобы отклонение камня от оси вала было a ^0,3//, где h — высота камня. Радиус рычага
R = Ax+a,
где Аг — расстояние от оси вала зубчатого колеса до оси поворота рычага; а — половина высоты дуги, описываемой осью камня, при перемещении зубчатого колеса из одного крайнего положения в другое.