Осевое фиксирование группы колес
Осевое фиксирование группы колес осуществляют упором колес и распорных втулок с одной стороны в буртик вала, а с другой стороны — в торец кольца подшипника (рис. 4.18, а). Зазор С выполняют для гарантии контакта торцов деталей. По рис. 4.18,6 группа колес зафиксирована между торцами подшипников. и точность его расположения относительно вала (рис. 4.16, б). Если на валу не удается создать буртик нужного размера, то можно установить дополнительное кольцо (рис. 4.17, а). Иногда валы по разным причинам
|
На
рис. 4.19 показано фиксирование группы колес, устанавливаемых на шлицевом
участке вала. Для уменьшения микроперемещений и изнашивания деталей шлицевого
соединения колеса затягивают гайкой. При этом сопряжение колеса с валом по
центрирующему диаметру выполняют с натягом. Буртик вала, в который упирается
дистанционная втулка, при необходимости может быть заменен любым искусственным
буртиком (см. рис. 4.17).
Погрешности изготовления деталей по осевым линейным размерам и погрешности сборки приводят к неточному осевому положению колес в передачах.
В цилиндрических передачах редукторов для компенсации неточности относительного осевого положения ширину шестерни, имеющую чаще всего более высокую поверхностную твердость зубьев, делают больше ширины колеса (см. с. 18).
В коробках передач, зубчатые колеса в которых обычно закалены, ширину шестерни и колеса делают одинаковой.
В шевронных и
косозубых передачах с раздвоенным силовым потоком для передачи одинаковой
нагрузки по потокам один из валов фиксируют в осевом направлении, другой делают
«плавающим». В этом случае осевое положение колес регулируется автоматически. В
качестве
«плавающих» выбирают промежуточные валы редукторов (см. рис. 6.25), не связанные соединительными муфтами с валами других узлов. Осевые перемещения таких валов ввиду меньшей массы деталей осуществляются наиболее легко. Если в качестве «плавающего» должен быть выбран один из валов с выходным концом, то выбирают более быстроходный вал с меньшей массой (обычно вал-шестерня), а соединительную муфту подбирают с хорошей осевой компенсацией (см. рис. 15.4).
В конических и червячных передачах погрешности изготовления и сборки приводят к погрешностям осевого положения колес, нарушению правильной работы зацепления.