Радиальный зазор в лабиринте
Зазоры щелевых уплотнений заполняют пластичным смазочным материалом, который защищает подшипник от попадания извне пыли и влаги.
В случае применения жидкого масла в крышке подшипника выполняют дополнительную канавку шириной Ь0
и дренажное отверстие (рис. 8.22). Ширину канавки Ь0 принимают в зависимости от диаметра вала d: при d свыше 20 до 50—4... 5 мм; свыше 50 до 80 — 6... 8 мм, свыше 80 до 120—10... 12 мм.
Лабиринтные уплотнения. Большое распространение получили лабиринтные уплотнения, в которых уплотняющий эффект создается чередованием радиальных и осевых зазоров. Эти зазоры образуют длинную узкую извилистую щель. При окружной скорости вала до 30 м/с эту щель заполняют пластичным смазочным материалом.
Радиальный зазор в лабиринте получают при изготовлении деталей по посадке HWjdW.
Точный осевой зазор получить труднее. Величина его колеблется в относительно широких пределах вследствие колебаний монтажной высоты подшипников, осевой «игры» вала, толщины регулировочных прокладок и осевых размеров деталей лабиринта. Поэтому осевой зазор делают большей величины, принимая его 1,0...2,0 мм.
Эффективны дренажные отверстия, через которые просочившееся масло возвращается в сборник (рис. 8.23).
Фирма SKF применяет лабиринтные уплотнения, выполненные в виде набора штампованных колец (рис. 8.24, а).
Фирма «Циллер» выпускает лабиринтные уплотнения в виде штампованных колец, приклеенных к двум пластмассовым кольцам (рис. 8.24, б). Толщина такого уплотнения для валов диаметром я?=20...80 мм составляет 4мм.
Центробежные
и комбинированные уплотнения. Уплотнения, основанные на действии
центробежной силы, конструктивно очень просты. Их применяют при окружной
скорости вала V ^0,5
м/с. Центробежные уплотнения очень эффективны для валов, расположенных выше
уровня масла, особенно в сочетании с дренажными отверстиями (рис. 8.25). Для
уплотнения шпинделей металлорежущих станков оте-
Рис. 8.24 |
чественного и зарубежного производства применяют в основном центробежные уплотнения по типу рис. 8.25.
Для повышения уплотняющего эффекта различные виды уплотнений комбинируют.
В случае применения пластичного смазочного материала уплотнения ставят с обеих сторон подшипника. В этих случаях с внутренней стороны корпуса устанавливают масло- сбрасывающие кольца (рис. 8.26, а).