Расчет на статическую прочность
Таблица 12.7
|
Расчет проводят в такой последовательности: по чертежу вала составляют расчетную схему, на которую наносят все внешние силы, нагружающие вал, приводя плоскости их действия к двум взаимно перпендикулярным плоскостям (горизонтальной X и вертикальной 7). Затем определяют реакции опор в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В этих же плоскостях строят эпюры изгибающих Мх и Му и крутящего Мк моментов. Предположительно устанавливают опасные сечения, исходя из эпюр моментов, размеров сечения вала и концентратора напряжений. Проводят расчет на статическую прочность, на сопротивление усталости.
Расчет на статическую прочность. Проверку статической прочности производят в целях предупреждения пластических деформаций в период действия кратковременных перегрузок (например, при пуске).
Величина перегрузки зависит от конструкции передачи (привода). Так, при наличии предохранительной муфты величина перегрузки определяется моментом, при котором эта муфта срабатывает. При отсутствии предохранительной муфты возможную перегрузку условно принимают равной перегрузке при пуске приводного электродвигателя.
В расчете используют коэффициент перегрузки Кп=Ттах/ /Т, где Ттах — максимальный кратковременный действующий вращающий момент (момент перегрузки); Τ—номинальный (расчетный) вращающий момент. Общие пластические деформации в период действия кратковременных перегрузок будут отсутствовать, если возникающие при этом напряжения не будут превышать предел текучести материала.
В расчете определяют коэффициент запаса прочности по текучести где στ — предел текучести материала вала (табл. 12.7); Кп — коэффициент перегрузки; аэкв—эквивалентное напряжение где М = ^М2Х + М2У—результирующий изгибающий момент в рассматриваемом сечении, Η-мм; МК=Т—крутящий момент, Η мм; W—осевой момент сопротивления сечения вала, мм3. Допустимые значения для коэффициента запаса прочности по текучести ]= 1,3 ... 1,6.