§ 8.6.3. Выбор модуля и числа зубьев.
В формуле (8.10) модуль и число зубьев непосредственно не участвуют. Они входят в эту формулу косвенно через который определяется произведением mzl. Из этого следует, что значение контактных напряжений σΗ не зависит от модуля или числа зубьев в отдельности, а определяется только их произведением или диаметрами колес. По условиям контактной прочности при данном dl модуль передачи может быть сколь угодно малым, лишь бы соблюдалось равенство mzl=dl.
Минимально допускаемое значение модуля можно определить из условий прочности зубьев на изгиб по формуле (8.20). Однако при таком расчете в большинстве случаев получают зацепления с очень мелкими зубьями, применение которых практически ограничено. Поэтому значение т обычно выбирают, ориентируясь на рекомендации, выработанные практикой, и затем проверяют на изгиб. В этих рекомендациях учитывают следующее.
Мелко модульные колеса с большим числом зубьев предпочтительны по условиям плавности хода передачи (увеличивается εα) и экономичности. При малых т уменьшаются потери на трение (уменьшается скольжение), сокращается расход материала (уменьшается наружный диаметр da = d+2h*am) и экономится станочное время нарезания зубьев (уменьшается объем срезаемого материала).
Крупномодульные колеса с большим объемом зубьев дольше противостоят износу, могут работать длительное время после начала выкрашивания, менее чувствительны к перегрузкам и неоднородности материала (дефекты литья и т. п.). При мелком модуле возрастают требования к точности и жесткости передачи, так как увеличивается возможность поломки зубьев вследствие концентрации нагрузки, в особенности при перегрузках. При ориентировочной оценке значения т можно использовать рекомендации табл. 8.5.
Таблица 8.5
|
Продолжение табл. 8.5
|
Примечание. Меньшие значения фт — для повторно-кратковременных режимов работы, значительных перегрузок и средних скоростей; большие значения фт - для длительных режимов работы, небольших перегрузок и высоких скоростей. |