§ 9.7. Повышенный износ и заедание червячных передач
Повышенный износ и заедание червячных передач связаны с большими скоростями скольжения и неблагоприятным направлением скольжения относительно линии контакта.
Из теории смазки (см гл 16) известно, что наиболее благоприятным условием для образования жидкостного трения является перпендикулярное направление скорости скольжения (рис 9.8) к линии контакта (ψ = 90°) В этом
случае масло затягивается под тело А Между трущимися телами (А и Б) образуется непрерывный масляный слой; сухое трение металлов заменяется жидкостным При направлении скорости скольжения вдоль линии контакта (ψ —0) масляный слой в контактной зоне образоваться не может; здесь будет сухое и полусухое фение Чем меньше угол ψ, тем меньше возможность образования жидкостного трения
Последовательное расположение контактных линий (1, 2, 3 ) в процессе зацепления червячной пары показано на рис. 9 9. Там же показаны скорости скольжения, направление которых близко к направлению окружной скорости червяка [см рис. 96 и формулу (9 8)] В заштрихованной зоне направление i\ почти совпадает с направлением контактных линий; условия смазки здесь затруднены Полому при больших нагрузках в л ой зоне начинается заедание, которое распространяется на всю рабочую поверхность зуба.
Для предупреждения заедания ограничивают значения контактных напряжений и применяют специальные антифрикционные пары материалов: червяк - сталь, колесо - бронза или чугун. Устранение заедания в червячных передачах не устраняет абразивного износа зубьев. Интенсивность износа зависит
также от величины контактных напряжений. Поэтому расчет по контактным напряжениям для червячных передач является основным. Расчет по напряжениям изгиба производится при этом как проверочный. Только при мелкомодульных колесах с большим числом зубьев (ζ2 > 100) напряжения изгиба могут оказаться решающими. Расчет по напряжениям изгиба выполняют как основной для передач ручных приводов.
Расчет на прочность по контактным напряжениям. Основное уравнение (8.2)
Из теории смазки (см гл 16) известно, что наиболее благоприятным условием для образования жидкостного трения является перпендикулярное направление скорости скольжения (рис 9.8) к линии контакта (ψ = 90°) В этом
случае масло затягивается под тело А Между трущимися телами (А и Б) образуется непрерывный масляный слой; сухое трение металлов заменяется жидкостным При направлении скорости скольжения вдоль линии контакта (ψ —0) масляный слой в контактной зоне образоваться не может; здесь будет сухое и полусухое фение Чем меньше угол ψ, тем меньше возможность образования жидкостного трения
Последовательное расположение контактных линий (1, 2, 3 ) в процессе зацепления червячной пары показано на рис. 9 9. Там же показаны скорости скольжения, направление которых близко к направлению окружной скорости червяка [см рис. 96 и формулу (9 8)] В заштрихованной зоне направление i\ почти совпадает с направлением контактных линий; условия смазки здесь затруднены Полому при больших нагрузках в л ой зоне начинается заедание, которое распространяется на всю рабочую поверхность зуба.
Для предупреждения заедания ограничивают значения контактных напряжений и применяют специальные антифрикционные пары материалов: червяк - сталь, колесо - бронза или чугун. Устранение заедания в червячных передачах не устраняет абразивного износа зубьев. Интенсивность износа зависит
также от величины контактных напряжений. Поэтому расчет по контактным напряжениям для червячных передач является основным. Расчет по напряжениям изгиба производится при этом как проверочный. Только при мелкомодульных колесах с большим числом зубьев (ζ2 > 100) напряжения изгиба могут оказаться решающими. Расчет по напряжениям изгиба выполняют как основной для передач ручных приводов.
Расчет на прочность по контактным напряжениям. Основное уравнение (8.2)
применяют и для червячного зацепления. Для архимедовых червяков радиус кривизны витков червяка в осевом сечении Ρι=^λ При этом по формуле (8.9) с учетом уравнения (8.21) находим
По аналогии с косозубой передачей, удельная нагрузка для червячных передач