§ 16.19. Практический расчет (подбор) подшипников качения
Кроме центробежных сил на шарики упорного подшипника действует гироскопический момент, связанный с изменением направления оси вращения шарика в пространстве (рис. 16.17, б):
Mr — J сошсос,
где J—момент инерции шарика относительно своей оси. Под действием гироскопического момента шарик стремится повернуться в направлении, перпендикулярном направлению качения. Вращение возможно, если
Мг > Μτ — FfDw,
где Μτ — момент сил трения между шариком и кольцами; F—нагрузка на шарик. Вращение шариков под действием Мг сопровождается дополнительными потерями и износом.
В радиальных подшипниках направление оси вращения шариков или роликов в пространстве не изменяется. Поэтому на них не действуют гироскопические моменты. Радиально-упор- ные подшипники занимают промежуточное положение. Для них
Mr — J сошсос,
где J—момент инерции шарика относительно своей оси. Под действием гироскопического момента шарик стремится повернуться в направлении, перпендикулярном направлению качения. Вращение возможно, если
Мг > Μτ — FfDw,
где Μτ — момент сил трения между шариком и кольцами; F—нагрузка на шарик. Вращение шариков под действием Мг сопровождается дополнительными потерями и износом.
В радиальных подшипниках направление оси вращения шариков или роликов в пространстве не изменяется. Поэтому на них не действуют гироскопические моменты. Радиально-упор- ные подшипники занимают промежуточное положение. Для них
где а—угол давления (см. рис. 16.13).
Таким образом, вредное влияние динамических факторов больше всего проявляется в упорных подшипниках. Поэтому допускаемые частоты вращения для упорных подшипников значительно ниже, чем для радиальных и радиально-упорных. При высоких частотах вращения упорные подшипники рекомендуют заменять упорно-радиальными.
Смазка подшипников. Смазка существенно влияет на долговечность подшипников. Она уменьшает трение, снижает контактные напряжения, защищает от коррозии, способствует охлаждению подшипника. Для смазки подшипников качения применяют пластичные (густые) мази и жидкие масла. Последние более эффективны для охлаждения и уменьшения потерь. Необходимое количество масла для подшипников качения очень невелико. Излишнее количество масла только ухудшает работу подшипника. Например, если сепаратор погрузить в масло, то оно будет препятствовать его свободному вращению, увеличиваются потери и нагрев подшипника. Подшипниковые узлы необходимо тщательно защищать от попадания пыли и грязи. В противном случае долговечность резко снижается.
§ 16.8. Практический расчет (подбор) подшипников качения
Основные критерии работоспособности и расчета. Можно отметить следующие основные причины потери работоспособности подшипников качения.
Усталостное выкрашивание наблюдается у подшипников после длительного времени их работы в нормальных условиях.
Износ наблюдается при недостаточной защите от абразивных частиц (пыли и грязи). Износ является основным видом разрушения подшипников автомобильных, тракторных, горных, строительных и многих подобных машин.
Таким образом, вредное влияние динамических факторов больше всего проявляется в упорных подшипниках. Поэтому допускаемые частоты вращения для упорных подшипников значительно ниже, чем для радиальных и радиально-упорных. При высоких частотах вращения упорные подшипники рекомендуют заменять упорно-радиальными.
Смазка подшипников. Смазка существенно влияет на долговечность подшипников. Она уменьшает трение, снижает контактные напряжения, защищает от коррозии, способствует охлаждению подшипника. Для смазки подшипников качения применяют пластичные (густые) мази и жидкие масла. Последние более эффективны для охлаждения и уменьшения потерь. Необходимое количество масла для подшипников качения очень невелико. Излишнее количество масла только ухудшает работу подшипника. Например, если сепаратор погрузить в масло, то оно будет препятствовать его свободному вращению, увеличиваются потери и нагрев подшипника. Подшипниковые узлы необходимо тщательно защищать от попадания пыли и грязи. В противном случае долговечность резко снижается.
§ 16.8. Практический расчет (подбор) подшипников качения
Основные критерии работоспособности и расчета. Можно отметить следующие основные причины потери работоспособности подшипников качения.
Усталостное выкрашивание наблюдается у подшипников после длительного времени их работы в нормальных условиях.
Износ наблюдается при недостаточной защите от абразивных частиц (пыли и грязи). Износ является основным видом разрушения подшипников автомобильных, тракторных, горных, строительных и многих подобных машин.