§ 8.14.5. Примеры к восьмой главе
Распределяем передаточное отношение между первой и второй ступенями редуктора (см. рис. 8.38): 1^=6; 1^=//1^=20/6 = 3,34.
4. Крутящие моменты: на входном валу при ωι = π л,/30 = π 960/30 = 100 с" \ Τι = Ρι/ωι =4,5 · 103/100 = 45 Η -м=45 χ χ 103 Η · мм; на промежуточном валу Г„ = Τλ и t η=45 · 6 · 0,97 = 262 Η · м = w262 103 Η-мм (здесь КПД, по рекомендации § 8.11, η =0,97); на выходном валу редуктора ΓΠΙ = Γ,/η[1]=45-20 ·0,972 = 847 Η · м = 847 · ΙΟ3 Η · мм.
5. Вначале рассчитываем вторую прямозубую пару, как более нагруженную и в основном определяющую габариты редуктора. Предварительный расчет выполняем по формуле (8.13).
Условимся обозначать здесь и далее предварительно выбранные или рассчитанные параметры дополнительным индексом — штрих. По рекомендации табл. 8.4 принимаем ψί,β = 0,4. При этом по формуле ' (8.12) имеем ψί<ί = 0,5 0,4(3,34+1) = 0,868 (<i|/bdmax = 1,25; см. табл. 8.4) и по графику рис. 8.15 находим 1,06. Далее по формуле (8.3) находим
£"пр = 2,1 · 105 МПа; ранее было найдено [аяJ = 500 МПа; Т2 = Г,п = 847 · ΙΟ3 Η мм. Подставляя в формулу (8.13), находим
,/2,1 · 105 · 847 · 103 · 1,06 а'2 = 0,85 (3,34+1)^ ______ =204 мм.
Округляя по ряду Ra 40 (см. с. 136) до я2 = 200 мм, находим = = № мм. По табл. 8.5 принимаем ν|/^ = 30 и находим модуль m'80/30 = 2,66 мм. По табл. 8.1 назначаем ги = 2,5 мм.
Суммарное число зубьев ζ'Σ = 2а/т — 2 · 200/2,5= 160.
Примечание- При расчете прямозубых передач без смещения для сохранения принятого значения а модуль следует подбирать так, чтобы ζ'Σ было целым числом. -
Число зубьев шестерни =zi/(w'2 + 1)= 160/(3,34+1)=^6,86. Принимаем zl =37>zmin= 17. Число зубьев колеса z2 =2^-^ = 160 —37 = 123. Фактическое передаточное число w2 ==ζ2/ζι= 123/37 = 3,324. При этом и\-20/3,324 = 6,02. Делительные диаметры шестерни и колеса dl =zlm = 37■· 2,5 = 92,5 мм; 2 = 123-2,5 = 307,5 мм.
6. Выполняем проверочный расчет на усталость по контактным напряжениям— формула (8.10). Предварительно определяем ΚΗ — Κμ^ΚΗν [см. формулу (8.4)]. Частота вращения колеса второй ступени л3 =^//=960/20=48 мин . Окружная скорость ν = πd2n3/60 = π·307,5 · Ю~3-48/60 = 0,77 м/с. По табл. 8.2 назначаем 9-ю степень точности. По табл. 8.3, KHv= 1,06. Ранее было найдено *яр=1,07. При этом Кн= 1,07 1,05 = 1,13.
По формуле (8.10), учитывая, что для нашего примера aw = a = 20°, sin 2 a »0,64 и Τλ = Τη, находим
/2,1 · 105 · 262 · 10М,13/3,32+ l\ r .
ая = 1,18 /------------ ;------------ — ---------- = 504 МПа « [ая1 = 500 МПа.
н V 92,52 -80 0,64 V 3,32
Примечание. Если значения [σΗ] и σΗ расходятся более чем на ±5%, то их можно сблизить· путем изменения ширины колес по условию, которое следует из формулы (8.10): bw = b,w(oHl[oH]j2.
[1] Определяем допускаемые напряжения.
Допускаемые контактные напряжения. По табл. 8.9, для колес обеих ступеней аЯШп=2НВ +70 = 2-240+ 70 = 550 МПа; для шестерни первой ступени аЯ1ип=Ю50 МПа.
Коэффициент безопасности (см. табл. 8.9): для первой ступени sH= 1,2, для второй ступени sH = 1,1.
Число циклов напряжений для колеса второй ступени, по формуле (8.65), при с— 1 Ν*=60„/ς = 60 ·48·24000 = 7 · 107. Здесь л = 960/20=48 мин"1 — частота вращения выходного вала, /Σ = 10 · 300 · 8 = 24 000 ч—срок службы передачи.
По графикам оиς, 8.40, для 245 НВ (среднее) Ν„Γ «1,5 · 10 \ для 50...59 HRC («550 НВ) NHC*\0*.