§ 8.14.4. Продолжение вопросов
21. Как учитывают переменность режима нагрузки при Определений допускаемых напряжений?
22. Как записывают условие суммирования повреждений и как его объясняют?
23. Что такое типовые режимы нагружения?
24. По каким параметрам оптимизируют конструкцию зубчатых передач? Что принимают за обобщенный критерий оптимизации?
Примеры расчета. Пример 8.1. Рассчитать редуктор, установленный в приводе конвейера (рис. 8.43): Р1= 4,5 кВт, Л!=960 мин-1, передаточное
отношение ι = 2ϋ; редуктор должен работать 8 ч в
сутки, 300 дней в году в течение 10 лет; режим нагружения II — рис. 8.42;
кратковременная перегрузка не превышает двух номинальных моментов. Редуктор
изготовлен в отдельном закрытом корпусе; смазка — погружением колес в масляную
По табл. 8Л0, μΗ=0,25. По формуле (8.64), для колеса второй ступени jVHJi=0,25-7-107 =1,75-107.
Сравнивая NHE и NHG, отмечаем, что для колеса второй ступени NHE>NHG. Так как все другие колеса вращаются быстрее, то аналогичным расчетом црлучим и для них Nhe>Nhg. При этом для всех колес передачи ZN — 1 [см. формулу (8.61)].
Допускаемые контактные напряжения для второй ступени определяем по материалу колеса, как более слабому. По формуле (8.55), [ая1 = 550/1,1=500 МПа.
Для колоса первой ступени также [σΗ12 = 500 МПа, а для шестерни [σ„]ι = 1050/1,2 = 875 МПа.
Допускаемое контактное напряжение для первой ступени, у которой #ι > 350 НВ, а #2 <350 НВ, по формуле (8.56), [σΗ] = (875 + 500)/ζ% 690 МПа> 1,25 |_<*я_|2> принимаем Iая|=1,251= 625 МПа.
По табл. 8.9, для колес обеих ступеней ^Flim = 1,8 · 240 =432 МПа; для шестерни первой ступени
<yFlim = 12· 28-f 300=636 ДОПа; для шестерни второй ступени <^ = 1,8-270=486 МПа.
Определяем [aFJ по формуле (8.67). Предварительно по формуле (8.71) и табл. 8.10 для колеса второй ступени при ги = 6 и ранее найденных качениях Ny получим W££ = 0,14-7-107 = 0,98-107>WFC=4-106 [см. формулу (8.68)]. При этом У*=1. Аналогично и для всех других колес и шестерен получим Передача не реверсивная, YA — 1.
По табл. 8.9, 5F= 1,75. Для обоих колес Taj = 432/1,75 = 246 МПа; для шестерни второй ступени faj = 486/1,75 = 278 мПа; для шестерни первой ступени [aF] = 636/l,75 = 363 МПа.
Допускаемые напряжения при кратковременной перегрузке—табл. 8.9. Предельные контактные напряжения для колес обеих ступеней σΗ]mex = 2,8στ = 2,8 · 550= 1540 МПа; для шестерни второй ступени Ън" тах = 2,8 -700= 1960 МПа, для шестерни первой ступени >„1^ = 30-55 = 1650 МПа.
Предельные напряжения изгиба для обоих колес [aF]max=2,74-240 = 685 МПа; для шестерни второй ступени [aF]max = 2,74-270 = 740 МПа; для шестерни первой ступени Ю00 МПа.