§ 17.4.6. Пусковой момент двигателя
В уравнении (17.23) время t2 отсчитывается от момента окончания действия нагрузки. Произвольные постоянные А и В определяют из начальных условий. При ί2 = 0 Угол закручивания муфты φ и скорость этого закручивания dcp/dt определяют из уравнения (17.21), в котором следует принять t = tx. Тогда получим:
Уравнение (17.24) позволяет аналитически или графически определить максимальные значения 7\ в зависимости от соотношения tx и сос. Два таких графика даны на рис. 17.16: 1 — для h =π/(4ωΛ 2 —для ί1=π/[2ω0). Графики позволяют отметить, что 7\ заметно уменьшается по сравнению с Г2, если ίγ меньше чем 1/8 периода свободных колебаний системы: 'ι<τ/8 = π/(4ως).
Уравнение (17.24) позволяет аналитически или графически определить максимальные значения 7\ в зависимости от соотношения tx и сос. Два таких графика даны на рис. 17.16: 1 — для h =π/(4ωΛ 2 —для ί1=π/[2ω0). Графики позволяют отметить, что 7\ заметно уменьшается по сравнению с Г2, если ίγ меньше чем 1/8 периода свободных колебаний системы: 'ι<τ/8 = π/(4ως).
Таким образом, правильным подбором жесткости муфт можно уменьшить вредное действие ударов на механизмы машины.
Третий случай. Рабочая машина (см. рис. 17.11) мгновенно останавливается вследствие чрезмерной перегрузки. Угловая скорость валов 1 и 2 до момента перегрузки была постоянной и равной ωί. После остановки (до выключения электродвигателя) систему нагружает пусковой момент электродвигателя Тпуск. В целях простоты решения полагаем, что пусковой момент двигателя равен его рабочему моменту Тн. При этом постоянную составляющую угла закручивания муфты φ0 исключаем из рассмотрения, а движение массы с J1 будет описываться уравнением свободных колебаний (17.23) с начальными условиями: при / = 0 φ = 0, άφ/άί = ωι.
Третий случай. Рабочая машина (см. рис. 17.11) мгновенно останавливается вследствие чрезмерной перегрузки. Угловая скорость валов 1 и 2 до момента перегрузки была постоянной и равной ωί. После остановки (до выключения электродвигателя) систему нагружает пусковой момент электродвигателя Тпуск. В целях простоты решения полагаем, что пусковой момент двигателя равен его рабочему моменту Тн. При этом постоянную составляющую угла закручивания муфты φ0 исключаем из рассмотрения, а движение массы с J1 будет описываться уравнением свободных колебаний (17.23) с начальными условиями: при / = 0 φ = 0, άφ/άί = ωι.
Определив А и В для этих условий, получим В = О, Α=ωί/ω0 и
Учитывая, что шс = Лч/С(р/У1, получаем дополнительный мо¬мент, действующий на систему:
Уравнение (17.27) позволяет отметить, что дополнительный момент, действующий на систему в результате ее внезапного торможения, прямо пропорционален частоте свободных колебаний системы сос. Чем меньше жесткость муфты Сф при прочих равных условиях, тем меньше перегрузка механизмов машины. При жестких муфтах перегрузки могут достигать очень больших значений и вызывать поломку машины.