Санкт-Петербург: 8-812-402-70-55
Москва: 8-495-125-70-55

info@reductory.ru
Название организации:
Имя:
Номер телефона:
Email:
Город:
Адрес доставки:
Требуемая продукция:
ОтменаПодтвердить

§ 8.7.3. Расчет коэффициента торцового перекрытия

Расчет коэффициента торцового перекрытия εα. Для нефлан- кированных передач без смещения (для других случаев см. ГОСТ 16532—70)
8_25.jpg 
 
Знак « + »— для внешнего, а « —»— для внутреннего зацепления. Для прямозубых передач рекомендуют εα^1,2, для косозубых εα ^ 1. Значение εα зависит от числа зубьев ζ и угла наклона зубьев β. С увеличением ζ увеличивается εα. Поэтому выгодно применять колеса с большими ζ или при заданном диаметре d колеса с малым модулем т. С увеличением β растет окружной шаг рЬп а рабочая длина линии зацепления ga остается неизменной (см. выше). При этом εα уменьшается. Уменьшение εα является одной из причин ограничения больших β.
Силы в зацеплении. В косозубой передаче (рис. 8.28, а) нормальную силу Fn раскладывают на три составляющие:
i_8_28.jpgокружную силу Ft = 2T{/d{, осевую силу Fa = Ft tg β, радиальную силу Fr = FJ tg aw = F, tg aw/cos β, в свою очередь, сила
Fn = F;/COS aw = Fr/(cos aw cos β).
Наличие в зацеплении осевых сил, которые дополнительно нагружают опоры валов, является недостатком косозубых колес. Этот недостаток устраняется в шевронной передаче (см. рис. 8.28,6 и 8.23), которая подобна сдвоенной косозубой передаче с противоположным направлением зубьев. Осевые силы здесь уравновешиваются на самом зубчатом колесе.
Расчет прочности зубьев по контактным напряжениям. Для косозубых передач удельная нагрузка с учетом формул (8.24) и (8.26)
q = FnKHKHJk = FtKHKHJ{bwza cosa),
где КНа — коэффициент неравномерности нагрузки одновременно зацепляющихся пар зубьев (см. ниже).
По аналогии с прямозубым колесом, выражая в формуле (8.9) значение dwl через диаметр эквивалентного колеса dvl [см. формулу (8.21)], получаем
или
Обозначим
2cos2 β ( и± 1 и
dwl sina*
Сравнивая отношение qjрпр в формуле (8.7) для прямозубых [формулы (8.8) и (8.9)] и косозубых колес, находим
8_27.jpg
 
 
 
 
 
8_28.jpg
 
 
— коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям. В соответствии с формулой (8.10) для косозубых передач получаем
8_29.jpg
 
 
Дополнительный коэффициент КНа учитывает следующее. В косозубых передачах теоретически зацепляется одновременно не менее двух пар зубьев. Практически ошибки нарезания зубьев могут устранить двухпарное зацепление, и при контакте одной пары между зубьями второй пары образуется зазор. Зазор мал, он зависит от степени точности. Под нагрузкой такой зазор устраняется вследствие упругих деформаций зубьев, двухпарное зацепление восстанавливается.