§ 15.13. Тепловой расчет
§ 15.13. Тепловой расчет
При работе червячных передач выделяется
большое количество теплоты. Потерянная мощность (1 — η) Р\ на трение в зацеплении и подшипниках, а также на
размешивание и разбрызгивание масла переходит в теплоту, которая нагревает
масло, а оно
через стенки корпуса передает эту теплоту окружающей среде. Если отвод теплоты недостаточен, передача перегреется. При перегреве смазочные свойства масла резко ухудшаются (его вязкость падает) и возникает опасность заедания, что может привести к выходу передачи из строя.
Тепловой расчет червячной передачи при установившемся режиме работы производится на основе теплового б а л а н- с а, т. е. равенства тепловыделения QB и теплоотдачи Q0.
Количество теплоты, выделяющееся в непрерывно работающей передаче в одну секунду,
где η — к.п.д. червячной передачи; Р\— мощность на червяке, Вт,
Здесь Т2— вН'М; сог— в рад/с.
Количество теплоты, отводимое наружной поверхностью корпуса в одну секунду,
Q0= Κί (tM — tB) А,
где А — площадь поверхности корпуса, омываемая внутри маслом или его брызгами, а снаружи воздухом, м2. Поверхность днища корпуса не учитывается, так как она не омывается свободно циркулирующим воздухом; tB— температура воздуха вне корпуса; в цеховых условиях обычно /В = 20°С; /„—температура масла в корпусе передачи, °С; /Ст— коэффициент теплопередачи, т. е. число, показывающее, сколько теплоты в секунду передается одним квадратным метром поверхности корпуса при перепаде температур в один градус, зависит от материала корпуса редуктора и скорости циркуляции воздуха (интенсивности вентиляции помещения).
Для чугунных корпусов, не обдуваемых вентилятором, принимают /Ст = 12...18 Вт/(м2»°С). Большие значения используют при незначительной шероховатости и загрязненности поверхности наружных стенок, хорошей циркуляции воздуха вокруг корпуса и интенсивном перемешивании масла (при нижнем расположении червяка).
По условию теплового баланса QB = Q0, т. е.
откуда температура масла в корпусе червячной передачи при непрерывной работе без искусственного охлаждения
Значение [/]м зависит от марки масла. Обычно принимают [/]„ = 80...95 °С.
Если при расчете окажется, что /м>[/]м, то необходимо: либо увеличить поверхность охлаждения Л, применяя охлаждающие ребра (в расчете учитывается только 50 % поверхности ребер, рис. 15.12), либо применить искусственное охлаждение, которое может осуществляться: