§ 17.6. Тяговая способность ременных передач
На практике значение σΗι ограничивается минимально допустимым значением dι. Напряжение изгиба не влияет на тяговую способность передачи. Изменяясь по отнулевому циклу, оно является главной причиной усталостного разрушения ремня.
Максимальное напряжение возникает в поперечном сечении ремня в месте его набегания на малый шкив (это же напряжение сохраняется на всей дуге покоя).
§ 17.6. Тяговая способность ременных передач
Основными критериями работоспособности ременных передач являются: тяговая способность, которая зависит от значения сил трения между ремнем и шкивом, и долговечность ремня, т. е. его способность сопротивляться усталостному разрушению.
Основным расчетом ременных передач, обеспечивающим требуемую прочность ремней, является расчет по тяговой способности. Расчет на долговечность производится как проверочный.
Рис. 17.7. К изгибу ремня на шкиве |
Тяговая
способность ременной передачи обусловливается сцеплением ремня со шкивами.
Исследуя тяговую способность, строят графики — кривые
скольжения и к. п. д. (рис. 17.8); на их базе разработан современный
метод расчета ременных передач.
|
В результате исследования кривых скольжения, построенных по опытным данным, устанавливают связь между полезной нагрузкой — окружной силой, или тягой, Ft и предварительным натяжением ремня F0 в зависимости от коэффициента скольжения ξ. По оси абсцисс графика откладывают нагрузку, выраженную через коэффициент тяги:
по оси ординат — коэффициент скольжения ξ и к. п. д. передачи η. При испытании постепенно повышают полезную нагрузку Ft при постоянном натяжении F\ + F2 = 2Fo, замеряя при этом скольжение и к. п. д. передачи.
При возрастании коэффициента тяги от нуля до критического значения φο наблюдается только упругое скольжение. В этой зоне упругие деформации ремня приближенно подчиняются закону Гука, поэтому кривая скольжения близка к прямой. При значении φο окружная сила Ft достигает значения максимальной силы трения, дуга покоя απι исчезает, а дуга скольжения aci распространяется на весь угол обхвата (см. рис. 17.5).
При увеличении коэффициента тяги от φο до (ртах работа передачи становится неустойчивой. К упругому скольжению прибавляется частичное буксование, которое по мере увеличения φ растет, ремень быстро изнашивается, к. п. д. передачи резко падает. При фтах наступает полное буксование, ведомый шкив останавливается, к. п. д. падает до нуля.