§ 17.8. Натяжение ремней. К. п. д. ременных передач
Частота пробегов является скоростным фактором, влияющим на долговечность: чем больше U, тем выше частота циклов, тем меньше срок службы ремня.
В основе создаваемых в настоящее время методов расчета ремней на долговечность лежит уравнение наклонного участка кривой усталости (см. рис. 0.4), по которому наибольшее напряжение в ремне
где Сит — постоянные, определяемые экспериментально для каждой конструкции ремня; N — число циклов нагружения за полный срок службы.
Отсутствие достаточных экспериментальных данных пока не позволяет рассчитывать ремни на долговечность, поэтому ограничиваются проверкой частоты циклов деформации ремня, которая оценивается частотой пробегов U, а также выбором d\ в рекомендуемых пределах (см. ниже табл. 19.3...19.5). Минимальное значение d\ принимают в случае особой необходимости. Рекомендуется d\ назначать на один-два номера больше для повышения долговечности ремня.
Практика рекомендует: для плоскоременной передачи [£/]< 15 с-1, для клиноременной и поликлиноременной
Ремни, рассчитанные по тяговой способности, обладают нормальной долговечностью, которая в среднескоростных передачах равна 1000...5000 ч.
§ 17.8. Натяжение ремней. К. п. д. ременных передач
Натяжение ремней. Предварительное натяжение ремня Fo является необходимым условием работы ременной передачи. Чем выше Fo, тем больше тяговая способность и к. п. д. передачи, но меньше долговечность ремня.
Для создания натяжения ремня конструкция должна допускать изменение межосевого расстояния в сторону уменьшения на 0,03 айв сторону увеличения на 0,06 а, где а — номинальное значение межосевого расстояния.
Натяжение ремня в передачах осуществляется:
1. Устройствами периодического действия, где натяжение регулируется винтами (рис. 17.10, а) и др.
2. Устройствами постоянного действия, где натяжение создается грузом, силой тяжести узла или пружиной. К ним относятся натяжные ролики, качающиеся плиты (рис. 17.10, б) и др.
3. Устройствами, автоматически обеспечивающими регулирование натяжения в зависимости от нагрузки с использованием активных и реактивных сил и моментов, действующих в передаче. Одно из таких устройств показано на рис. 17.11. Шкив 1 здесь установлен на качающемся рычаге, который является одновременно осью ведомого колеса зубчатой передачи. Натяжение ремня (2F0) равно окружной силе на шестерне электродвигателя, а следовательно, пропорционально передаваемому моменту. Эти устройства сравнительно дороги и не получили широкого распространения.