§ 21.3. Звездочки
равна ширине цепи. Призма 1 закреплена в пластинах Л, а призма 2 — в пластинах Б.
Зубчатые цепи по сравнению с другими работают более плавно, с меньшим шумом, лучше воспринимают ударную нагрузку, но тяжелее и дороже. Рекомендуются при скоростях и^ 25 м/с (табл. 21.2).
Таблица 21.2. Приводные зубчатые цепи с шарнирами качения (выборка)
12,70 22,5...52,5 (через 6 мм) 1050 15,875 30...70 (через 8 мм) 1300 19,05 45...93 (через 12 мм) 1550 0,58 0,72 0,86 |
Материал цепей. Цепи должны быть износостойкими и прочными. Пластины цепей изготовляют из стали 50, 40Х и других с закалкой до твердости 40...50 HRCS. Оси, втулки, ролики, вкладыши и призмы — из цементуемых сталей, например 15, 20, 15Х и других с закалкой до твердости 52...65 HRC3.
Рис. 21.5. Шарнир зубчатой цепи |
Шаг
цепи. Шаг «р» цепи является основным параметром цепной
передачи и принимается по ГОСТу. Чем больше шаг, тем выше нагрузочная
способность цепи, но сильней удар звена о зуб в период набегания на звездочку,
меньше плавность, бесшумность и долговечность передачи. При больших скоростях
принимают цепи с малым шагом.
В быстроходных передачах при больших мощностях рекомендуются цепи малого шага: зубчатые большой ширины или роликовые многорядные.
Максимальное значение шага цепи ограничивается угловой скоростью малой звездочки по условию ω! ^ω1ΙΏ3Χ (табл. 21.3).
§ 21.3. Звездочки
Звездочки по конструкции отличаются от зубчатых колес лишь профилем зубьев [1], размеры и форма которых зависят от типа цепи (рис. 21.6 и 21.7).
Делительная окружность звездочек проходит через центры шарниров цепи. Из треугольника Оас (рис. 21.7)
|
где ζ — число зубьев звездочки.
Шаг ρ у звездочек измеряется по хорде делительной окружности (рис. 21.6 и 21.7).
Для увеличения долговечности цепной передачи принимают по возможности большее число зубьев меньшей звездочки. При
Рис. 21.6. Звездочки роликовой и втулочной цепей |
Рис. 21.7. Звездочка зубчатой цепи
малом числе зубьев в зацеплении находится небольшое число звеньев, что снижает плавность передачи и увеличивает изнашивание цепи из-за большого угла поворота шарнира.