Санкт-Петербург: 8-812-402-70-55
Москва: 8-495-125-70-55

info@reductory.ru
Название организации:
Имя:
Номер телефона:
Email:
Город:
Адрес доставки:
Требуемая продукция:
ОтменаПодтвердить

§ 22.3. Критерии работоспособности валов и осей

Пятой называют цапфу, передающую осевую нагрузку (рис. 22.3). Опорами для пят служат подпятники. Пяты по форме могут быть сплошными (рис. 22.3, а), кольцевыми (рис. 22.3, б)


 

i_22_3.jpg


i_22_4.jpg

Рис. 22.4. Переходные участки вала


 

и гребенчатыми (рис. 22.3, в). Гребенчатые пяты применяют редко.

Посадочные поверхности валов и осей под ступицы на­саживаемых деталей выполняют цилиндрическими и коническими (см. рис. 22.2). При посадках с натягом диаметр этих поверхностей принимают больше диаметра сосед­них участков для удобства напрессовки (см. рис. 22.2). Диаметры посадочных поверхностей выбирают из ряда нормальных линей­ных размеров (см. § 22.4), а диаметры под подшипники каче­ния — в соответствии с ГОСТами на подшипники.

Переходные участки между двумя ступенями валов или осей выполняют:

а) с канавкой со скруглением для выхода шлифовально­го круга (рис. 22.4, а). Эти канавки повышают концентрацию напряжений;

б) с галтелью[1] постоянного радиуса (рис.

22.4,     б);

в) с галтелью переменного радиуса (рис. 22.4, в), которая способствует снижению концентрации напряжений, а потому применяется на сильно нагруженных участках валов или осей.

Эффективными средствами для снижения концентрации на­пряжений в переходных участках являются выполнение разгру­зочных канавок (рис. 22.5, а), увеличение радиусов галтелей, высверливание отверстий в ступенях большого диаметра (рис.

22.5,    б). Деформационное упрочнение (наклеп) галтелей обкат­кой роликами повышает несущую способность валов и осей.

Материалы валов и осей. Материалы валов и осей должны быть прочными, хорошо обрабатываться и иметь высокий модуль упругости. Валы и оси изготовляют преимущественно из углеро­дистых и легированных сталей. Для валов и осей без термообра­ботки применяют стали Ст5, Стб; для валов с термообработкой — стали 45, 40Х (см. табл. 8.4). Быстроходные валы, работающие в подшипниках скольжения, изготовляют из сталей 20, 20Х, 12ХНЗА. Цапфы этих валов цементируют для повышения износо­стойкости.

Валы и оси обрабатывают на токарных станках с последую­щим шлифованием цапф и посадочных поверхностей.

§ 22.3. Критерии работоспособности валов и осей

Валы и вращающиеся оси при работе испытывают цикличе­ски изменяющиеся напряжения. Основными критериями рабо­тоспособности являются сопротивление усталости и жесткость.


[1] Галтель — поверхность плавного перехода от меньшего сечения вала к большему.