§ 23.6. Условный расчет подшипников скольжения
Происходит заедание цапфы в подшипнике и, как следствие этого, вкладыши выплавляются (см. рис. 23.4) или полностью захватываются разогретой цапфой — подшипник выходит из строя.
Усталостное выкрашивание поверхности вкладышей происходит редко и встречается при пульсирующих нагрузках (в поршневых двигателях и т. п.).
§ 23.6. Условный расчет подшипников скольжения
Критерии работоспособности. Основным критерием работоспособности опор скольжения является износостойкость — сопротивление изнашиванию и заеданию.
Для оценки работоспособности и надежности подшипников, работающих в режиме несовершенной смазки, служат среднее давление на трущихся поверхностях рт и удельная работа сил трения pmv, где υ — окружная скорость поверхности цапфы.
Расчет по среднему давлению рт гарантирует невыдавли- ваемость смазки, а расчет nopmv — нормальный тепловой режим и отсутствие заедания.
Для подшипников, работающих в режиме жидкостной смазки, выполняют специальный расчет, гарантирующий достаточную толщину масляного слоя между цапфой и вкладышем и отвод теплоты.
Расчет подшипников. Как указывалось выше, большинство подшипников
скольжения работает в условиях несовершенной смазки. Ввиду отсутствия теории расчета при режиме несовершенной смазки
подшипники рассчитывают условно
по среднему давлению рт и значению рт v. При этом
должны соблюдаться условия:
где Rr— радиальная нагрузка на подшипник; А екции цапфы на диаметральную плоскость. Для шипа или шейки
Здесь d и I — диаметр и длина шипа (шейки), которые определяют при расчете и конструировании вала. Для большинства подшипников /=(0,5...1,2) d.
Значения [рт] и [рт ν] зависят от материала поверхностей трения.
Материал \рт\ Н/мм2 \рт и], МН-м/(м2-с)
Сталь по бронзе Бр05Ц5СЗ .... 4...6 4...6
Закаленная сталь по баббиту . . . 6... 10 15...20
Сталь по серому чугуну...................... 2...4 1...3
Расчет подпятников аналогичен расчету подшипников [1], при этом площадь опорной поверхности пяты зависит от ее конструкции (см. рис. 22.3).
Для подшипников, работающих в режиме несовершенной смазки, условный расчет является основным и выполняется в большинстве случаев как проверочный; для подшипников, работающих в условиях жидкостной смазки,— как ориентировочный. При неудовлетворительном результате расчета изменяют размеры цапфы или принимают другой материал вкладыша, и расчет повторяют.
[1] Подпятники находятся в худших условиях теплоотвода, поэтому значения \рт] и [рт и] для них принимают на 20...30 % ниже, чем для подшипников.