§ 23.9. Рекомендации по конструированию
В современном машиностроении широко применяется циркуляционное смазывание, когда к трущимся поверхностям непрерывно подводится свежее охлажденное и профильтрованное масло, а отработавшее масло непрерывно отводится (см. рис. 15.13, б).
К.п.д. подшипников скольжения зависит от потерь на трение поверхностей скольжения. В условиях полужидкостной смазки к.п.д. одной пары подшипников принимают: для вкладышей из чугуна η =0,95...0,96; из бронзы η = 0,97...0,98; с баббитовой заливкой η =0,98...0,99; из древеснослоистых пластиков при смазывании водой η = 0,98.
§ 23.9. Рекомендации по конструированию
1. Вкладыш выполняют без буртиков (см. рис. 23.1), с одним и двумя буртиками (см. рис. 23.8). Буртики служат для восприня- тия осевых нагрузок и фиксации вкладышей от осевого смещения.
Толщина стенки вкладыша δ зависит от диаметра d цапфы и материала. Для чугунных вкладышей δ = 0,03d+ (2...5) мм; для бронзовых вкладышей δ = 0,03d + (1...3) мм.
Ширина буртика 1,2δ, а высота /ι«0,6δ.
Толщина слоя заливки баббита (см. рис. 23.4) δο~ «0,1...0,5 мм. Надо учитывать, что с увеличением толщины слоя его прочность уменьшается.
Существенное значение имеет выбор отношения l/d вкладыша, где / — длина вкладыша, a d — диаметр его отверстия. Для подшипников большинства машин оптимальное отношение l/d = = 0,5...0,9. Чем больше длина вкладыша, тем опаснее перекос осей вала и вкладыша (возникновение кромочных давлений).
2. Вкладыши жестко закрепляют в корпусе для предохранения от проворачивания и осевого смещения (см. рис. 23.3).
3. Регулирование зазора в разъемных подшипниках производят радиальным смещением вкладышей: либо подбором или под- шлифовкой прокладок, установленных в разъеме корпуса; либо шабрением плоскостей стыка вкладыша или корпуса (см. рис. 23.3).
Контрольные вопросы
1. Какие различают типы подшипников скольжения по конструкции?
2. Какими достоинствами и недостатками обладают подшипники скольжения и в каких областях машиностроения их применяют?
3. Как устроены подшипники скольжения, каково назначение вкладышей?
4. Какова особенность конструкции подшипников с самоустанавливающимися вкладышами?
5. Какие различают виды смазки в подшипниках скольжения? Почему жидкостная смазка является самой благоприятной?
6. Какие материалы применяются для изготовления вкладышей? Какими свойствами должны обладать материалы?