§ 24.2. Классификация и маркировка подшипников качения
§ 24.2. Классификация и маркировка подшипников качения
Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам:
по форме тел качения (рис. 24.4) — ш а ρ и к о в ы е (а) и роликовые, причем последние могут быть с цилиндрическими (б), коническими (в), бочкообразными (г), игольчатыми (д) и витыми (е) роликами;
по направлению воспринимаемой нагрузки — радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные и упорные;
по
числу рядов тел качения — однорядные и многорядные;
по способности самоустанавливаться — несамоуста- н а в л и в а ю щ и е с я и с а м о у с τ а н а в л и в а ю щ и е с я (сферические);
по габаритным размерам — на серии. Для каждого типа подшипника при одном и том же внутреннем диаметре имеются различные серии, отличающиеся размерами колец и тел качения.
В зависимости от размера наружного диаметра подшипника серии бывают: сверхлегкие, особо легкие, легкие, средние и тяжелые.
В зависимости от ширины подшипника серии подразделяются на особо узкие, узкие, нормальные, широкие и особо широкие.
Подшипники качения маркируют нанесением на торец колец ряда цифр и букв, условно обозначающих внутренний диаметр, серию, тип, конструктивные разновидности, класс точности и др.
Две первые цифры справа обозначают его внутренний диаметр d. Для подшипников с d = 20...495 мм размер внутреннего диаметра определяется умножением указанных двух цифр на 5. Так, подшипник 7309 имеет d = 45 мм.
Третья цифра справа обозначает серию диаметров: особо легкая серия— 1, легкая — 2, средняя — 3, тяжелая — 4 и т. д. Например, подшипник 7309 — средней серии диаметров.
Четвертая цифра справа обозначает тип подшипника:
альной может воспринимать небольшую осевую нагрузку и работать при значительном (до 2...30) перекосе внутреннего кольца относительно наружного. Способность самоустанавливаться определяет область его применения.
Роликовый радиальный сферический подшипник (рис. 24.7)
Рис. 24.6. Шариковый радиальный сферический подшипник |
Рис. 24.8. Роликовый радиальный подшипник с короткими цилиндрическими роликами
Рис. 24.9. Роликовый радиальный подшипник с игольчатыми роликами
Рис. 24.10. Шариковый радиально- -упорный подшипник
имеет ту же характеристику, что и шариковый сферический, но обладает наибольшей грузоподъемностью из всех других подшипников таких же габаритных размеров.