§ 24.7. Расчет (подбор) подшипников качения при статическом нагружении
§ 24.7. Расчет (подбор) подшипников качения при статическом нагружении
Подшипники качения, воспринимающие нагрузку в неподвижном состоянии или при медленном вращении с угловой скоростью ω < 0,1 рад/с, подбирают по базовой статической грузоподъемности Сог.
Под базовой статической грузоподъемностью подшипника понимают такую статическую силу, при которой общая пластическая остаточная деформация тел качения или колец в наиболее нагруженной точке контакта не превышала 0,0001 диаметра тела качения.
Значения С or указаны в каталогах для каждого типа размера подшипника (см. табл. 24.1).
Базовую статическую грузоподъемность С or используют также для проверки подшипников, подобранных по базовой динамической грузоподъемности СГ.
Условие подбора и проверки
где /?0£ — эквивалентная статическая нагрузка, Н.
Для радиальных и радиально-упорных подшипников
Здесь Rr и Ra— радиальная и осевая нагрузки подшипников, Н\ Хо и Yq— коэффициенты радиальной и осевой нагрузки (см. каталог). Например, для шариковых радиальных однорядных и двухрядных подшипников Х0 = 0,6 и К0 = 0,5.
Пример 24.3. Ось качающегося рычага несет спокойную радиальную нагрузку Fr = 30 кН, приложенную посередине, и нагружена осевой силой
Fa=\0 кН. Подобрать шариковые радиальные однорядные подшипники, -если диаметр цапф оси d=35 мм.
Решение. При качательном движении оси подшипник подбираем по базовой статической грузоподъемности Сог.
Радиальная нагрузка на один подшипник
Rr = Fr/2 = 30/2 кН= 15 кН.
Осевая нагрузка на подшипник Ra = Fa = 10 кН.
Эквивалентная статическая нагрузка для шарикового радиального подшипника [формула (24.10)]
ROE=XoRr+YoRa= (0,6.15 + 0,5-10) кН = 14 кН<Дл=15кН.
Принимаем /?о£=15 кН.
По условию (24.9) базовая статическая грузоподъемность подшипника Cor ^ Roe = 15 кН. По табл. 24.1 выбираем подшипник 307, для которого Сог =17,6 кН.
§ 24.8. Особенности конструирования подшипниковых узлов
Работоспособность подшипников качения зависит не только от правильного их подбора, но и от рациональности конструкции подшипникового узла.
Подшипники устанавливают в жестких корпусах, стремясь избежать перекосов колец, которые могут возникнуть вследствие неправильной обработки посадочных мест при монтаже.
Вращающиеся относительно нагрузки кольца подшипников соединяют с сопряженными деталями с натягом по допуску &6, тб, пб и другими во избежание их проворачивания по посадочной поверхности.