§ 24.9. Смазывание подшипников качения. К.п.д. Уплотнительные устройства
В схеме 4 (см. рис. 24.17), называемой
схемой «врастяжку», вероятность защемления тел качения подшипников вследствие
тепловых деформаций вала уменьшается, так как в этой схеме при удлинении вала
осевой зазор в подшипниках увеличивается (см. рис. 24.16). По этой причине
расстояние между подшипниками принимают L=
(8...10) dn. Меньшее
значение относится к роликовым, большее к шариковым радиальным и радиально-упорным
подшипникам.
Рис. 24.20. Крепление подшипников на валу |
В отдельных конструкциях применяют так называемые «плавающие валы», обе опоры которых плавающие. Осевая фиксация вала в этом случае осуществляется не в опорах, а каким-либо другим элементом конструкции, например зубьями шевронных колес (см. § 10.7) или торцовыми шайбами (см. рис. 24.3).
В опорах вала, расположенных в разных корпусах, применяют сферические подшипники (см. рис. 24.6 и 24.7), допускающие значительные перекосы колец для компенсации погрешностей изготовления и сборки.
Для создания самостоятельного сборочного комплекта вала с подшипниками в некоторых конструкциях подшипниковых узлов применяют чугунные стаканы. В подшипниковом узле вала- шестерни конической передачи стакан является обязательным, с его помощью производят регулировку зубчатого зацепления (см. рис. 24.16).
В зависимости от осевой нагрузки, скорости вращения и принятой конструкции подшипникового узла внутренние кольца подшипников на валу крепят различными способами (рис. 24.20): посадкой с натягом (а), концевыми шайбами (б), круглыми шлицевыми гайками (в) и др.
Наружные кольца подшипников закрепля- ю τ между упорным буртиком корпуса и торцом крышки (рис. 24.21, а), между крышкой и упорным пружинным кольцом 1 (рис. 24.21,6) и др. В конструкциях с разъемными корпусами (рис.
|
24.21, в) наружные кольца подшипников крепят цельными кольцами 3 большого сечения и закладными крышками 2.
§ 24.9. Смазывание подшипников качения. К.п.д.
Уплотнительные устройства
Смазывание подшипников. Смазочные материалы в подшипниках уменьшают трение и шум, отводят теплоту, защищают подшипник от коррозии, заполняют зазоры в уплотнениях, обеспечивая герметизацию подшипникового узла.
Применяют пластичные, жидкие и твердые смазочные материалы (см. § 23.4).
Пластичные смазочные материалы (солидолы, конста- лины и др.) используют для подшипников качения при окружной скорости поверхности вала до 10 м/с.