§ 25-5. Сцепные муфты
Путем подбора пружин жесткость муфты изменяется в весьма широких пределах. Расчет пружин ведут методами сопротивления материалов.
Радиальную силу FUt действующую на валы со стороны муфты, при радиальном смещении валов Δ определяют по графикам в зависимости от расчетного момента муфты Грасч (см. литературу [6], [15]).
Работа муфты сопровождается потерями, которые оцениваются к.п.д. η «0,98.
Муфта со змеевидной пружиной. Муфта состоит из двух полумуфт 1 с зубьями специального очертания, между которыми свободно заложены секции ленточной змеевидной пружины 3 прямоугольного сечения (рис. 25.12). Кожух 2, состоящий из двух половин, удерживает пружину от выскакивания под действием центробежной силы и служит резервуаром для пластичного смазочного материала, который меняют через каждые четыре месяца.
Материал полумуфт — сталь 40 или 45Л, материал пружин — сталь 65Г. Кожух отливают из чугуна СЧ15.
Муфта со змеевидной пружиной достаточно податлива. В зависимости от размеров она допускает комбинированное смещение валов: радиальное Δ = 0,5...3 мм, осевое λ = 4...20 мм и угловое γ<Γ10'.
Муфта надежна в работе и долговечна. Применяется при передаче больших вращающих моментов.
Размеры муфты принимают по нормалям станкостроения. Змеевидную пружину проверяют на изгиб методами сопротивления материалов как балку, защемленную с двух сторон (см. рис. 25.7, б).
Радиальную силу Fu, с которой муфта воздействует на вал при смещении Δ, определяют по графикам (см. литературу [15]).
Потери в муфте оцениваются к.п.д. η«0,98.
§ 25-5. Сцепные муфты
Сцепные (управляемые) муфты служат для быстрого соединения и разъединения валов при работающем двигателе. Применяются при строгой соосности валов. По принципу работы делятся на кулачковые и фрикционные. Все сцепные муфты должны легко и быстро включаться при незначительной силе, а также иметь малый нагрев и небольшую изнашиваемость при частых переключениях.
Кулачковые муфты. Кулачковые муфты состоят из двух полумуфт с кулачками на торцовых поверхностях (рис. 25.13). При включении кулачки одной полумуфты входят во впадины другой, создавая жесткое сцепление. Для переключения муфты одна полумуфта передвигается вдоль вала по направляющей шпонке или шлицам с помощью механизма управления муфтой.