В момент перегрузок фрикционные муфты
В момент перегрузок фрикционные муфты пробуксовывают, предохраняя машину от поломок.
По форме поверхности трения фрикционные муфты (рис. 25.15) делятся на дисковые (а), конусные (б) и цилиндрические (в). В дисковых муфтах рабочими поверхностями служат плоские торцовые поверхности дисков, в конусных — конические, а в цилиндрических — цилиндрические.
По условиям смазывания муфты бывают масляные и сухие. Масло служит для уменьшения износа, улучшения расцепления рабочих поверхностей и отвода теплоты.
|
В муфтах, работающих в масле, трущиеся детали изготовляют из
закаленной стали. В сухих муфтах применяют пары тре
ния — сталь или чугун по фрикционному материалу (накладки из асбестопроволочной
прессованной ткани — ферродо, фрикционные пластмассы, металлокерамическое
покрытие и др.).
В современном машиностроении применяются различные конструкции фрикционных муфт, среди которых наибольшее распространение получила многодисковая муфта.
Многодисковая фрикционная муфта состоит из двух полумуфт в виде корпуса 1 и втулки 3, дисков 4 и 5 и нажимного механизма 2 (рис. 25.16). В продольные пазы внутренней поверхности корпуса свободно входят зубья ведущих дисков 4, а в пазы на наружной поверхности втулки — зубья ведомых дисков 5, между которыми возникают силы трения, что обусловливает передачу вращающего момента.
Толщину стальных дисков принимают 1,5...2,5 мм для масляных и 2,5...5 мм для сухих муфт. Зазор между дисками выключенной муфты 0,2...1,5 мм в зависимости от материала поверхностей трения. Число ведущих дисков выбирают не более 11, так как нажимная сила F на последние диски постепенно уменьшается вследствие трения зубьев дисков в пазах полумуфт. Все диски в муфте должны быть параллельными и соосными во избежание их местного повышенного износа и нагрева. По этой причине ведущие и ведомые диски устанавливают на одной полумуфте, расположенной на ведомом валу, при этом число пар трущихся поверхностей четное, а число всех дисков — нечетное.
Таблица 25.1. Значения |рт\ и f для фрикционных муфт
|
Примечание. При скорости скольжения о>2,5 м/с, измеряемой по среднему радиусу Rm, давление [рт] понижают: при 1/ = 2,5...5 м/с — на 15 %; при 0 = 5...10 м/с — на 20 %; при v= 10...15 м/с — на 35 %.