§ 11.2. Геометрия зацепления колес
Для конической прямозубой передачи рекомендуется и — = 2...3; при колесах с круговыми зубьями возможны более высокие значения и (наибольшее значение « = 6,3).
§ 11.2. Геометрия зацепления колес
Аналогами начальных и делительных цилиндров цилиндрических зубчатых передач в конических передачах являются начальные и делительные конусы. При вращении колес начальные конусы катятся друг подругу без скольжения (см. рис. 11.3). В конических передачах угловая коррекция не применяется, поэтому начальные и делительные конусы всегда совпадают.
Углы делительных конусов обозначают соответственно δι и 62. Угол между осями Σ = 61+62.
Эвольвентные зубья конического колеса профилируют на развертке дополнительного конуса, образующая которого перпендикулярна образующей делительного конуса. Дополнительные конусы можно построить для внешнего, среднего и внутреннего сечений конического колеса. Ширина венца зубчатого колеса Ь ограничена двумя дополнительными конусами — внешним и внутренним.
Зубья конических колес в зависимости от изменения размеров сечений по длине выполняются трех форм (рис. 11.4):
форма I — пропорционально понижающиеся зубья. Вершины конусов делительного и впадин совпадают. Применяется
|
43 |
Рис. 11.4. К геометрическому расчету конического колеса |
для прямых зубьев, а также для круговых зубьев при мм
и У*?+ *2 = 20...100;
φ о ρ м а II — понижающиеся зубья. Вершины конусов делительного и впадин не совпадают. По форме II зубья получают обработкой впадин за один проход, что повышает производительность при нарезании зубчатых колес. Применяется в массовом производстве;
форма III — равновысокие зубья. Образующие конусов делительного, впадин и вершин параллельны. Высота зубьев постоянна по всей длине. Применяется для круговых зубьев при
Далее рассматриваются зубья формы I.
§ 11.3. Основные геометрические соотношения
Как известно, модуль зубьев представляет собой отношение делительного диаметра к числу зубьев колеса, но для делительного конуса конического зубчатого колеса этих диаметров, а следовательно, и модулей бесчисленное множество. При разных по длине зуба модулях высота зуба также величина переменная (см. рис. 11.4). Для удобства измерения размеры конических колес принято определять по внешнему торцу зуба, образованному внешним дополнительным конусом.