ГЛАВА 15. ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Контрольные вопросы
1. Каковы достоинства и недостатки передачи винт — гайка и где ее применяют?
2. Какие резьбы применяют для грузовых винтов? Дайте их характеристику.
3. Почему передачи винт — гайка выполняют самотормозящими? Каково при этом должно быть соотношение угла подъема резьбы ψ и приведенного угла трения φ'?
4. Из каких материалов изготовляют винты и гайки?
5. По рис. 14.1, б и 14.1, β объясните, как устраняется люфт в разъемной и сдвоенной гайках.
6. Чем объясняется большой выигрыш в силе в передаче винт — гайка?
7. Как определить момент, необходимый для вращения винта или гайки?
8. Что является основной причиной выхода из строя винтов и гаек передачи?
9. Как выполняют проверочный расчет винта на устойчивость?
10. Что влияет на к.п.д. передачи винт — гайка?
ГЛАВА 15. ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
§ 15.1. Общие сведения
Червячные
передачи применяют для передачи вращательного движения между валами, у которых
угол скрещивания осей обычно составляет 0 = 90° (рис. 15.1). В
большинстве случаев ведущим является червяк, т. е. короткий винт с
трапецеидальной или близкой к ней резьбой.
Для облегания тела червяка венец червячного колеса имеет зубья дугообразной формы, что увеличивает длину контактных линий в зоне зацепления.
Червячная передача — это зубчато-винтовая передача, движение в которой осуществляется по принципу винтовой пары.
Достоинства червячных передач. 1. Плавность и бесшумность работы. 2. Компактность и сравнительно небольшая масса конструкции. 3. Возможность большого редуцирования, т. е. получения больших передаточных чисел (в отдельных случаях в несиловых передачах до 1000). 4. Возможность получения самотормозящей передачи, т. е. допускающей передачу движения только от червяка к колесу. Самоторможение червячной передачи позволяет выполнить механизм без тормозного устройства, препятствующего обратному вращению колеса. 5. Высокая кинематическая точность.
Недостатки. 1. Сравнительно низкий к. п. д. вследствие скольжения витков червяка по зубьям колеса. 2. Значительное выделение теплоты в зоне зацепления червяка с колесом. 3. Необходимость применения для венцов червячных колес дефицитных антифрикционных материалов. 4. Повышенное изнашивание и склонность к заеданию.
Применение. Червячные передачи применяют при небольших и средних мощностях, обычно не превышающих 100 кВт. Применение передач при больших мощностях неэкономично из-за сравнительно низкого к. п. д. и требует специальных мер для охлаждения передачи во избежание сильного нагрева.