§ 8.6. Исходный контур зубчатой рейки
Такое движение называется движением обкатки, а процесс нарезания зуба — нарезанием по методу обкатки.
Рис. 8.13. Движение зуба рейки при нарезании методом обкатки
Рис. 8.12. Зацепление шестерни с рейкой
В процессе нарезания (рис. 8.14) заготовка вращается вокруг своей оси, а инструментальная рейка 1 совершает возвратно-поступательное движение параллельно оси заготовки 2 по принципу долбяка и поступательное движение параллельно заготовки.
Рис. 8.13. Движение зуба рейки при нарезании методом обкатки
Рис. 8.12. Зацепление шестерни с рейкой
В процессе нарезания (рис. 8.14) заготовка вращается вокруг своей оси, а инструментальная рейка 1 совершает возвратно-поступательное движение параллельно оси заготовки 2 по принципу долбяка и поступательное движение параллельно заготовки.
§ 8.6. Исходный контур зубчатой рейки
При увеличении до бесконечности числа зубьев нормального (некорригированного) колеса получается основная ρейка, профиль которой соответствует исходному контуру, регламентированному стандартом (рис. 8.15, а). Исходный контур характеризуется углом профиля α = 20°, глубиной захода hdi радиальным зазором с, радиусом закругления η у корня зуба.
Для цилиндрических колес hd = 2m; с = 0,25m; r,^ 0,38m. Для прямозубых конических колес hd = 2m; с = 0,20т; г,= 0,20т. Для конических колес с круговыми зубьями hd = 2m\ с = 0,25т; П = 0,25т, где т — модуль зубьев .
Основная рейка полностью определяет профили зубьев всех колес нормального зацепления и обеспечивает возможность их любого сочетания при одинаковом модуле.
Исходный контур инструментальной рейки (рис. 8.15, б) отличается от контура основной рейки увеличенной на «с» высотой головки зуба, необходимой для образования большей глубины впадины, обеспечивающей радиальный зазор с в зацеплении сопряженных колес. Избыточная высота зуба инструментальной
рейки не участвует в формировании эвольвентной части профиля зуба нарезаемого колеса.
§ 8.7. Изготовление зубчатых колес
Заготовки зубчатых колес получают литьем, ковкой в штампах или свободной ковкой в зависимости от материала, формы и размеров. Зубья колес изготовляют накатыванием, нарезанием, реже литьем.
Накатывание зубьев. Применяется в массовом производстве. Предварительное формообразование зубьев цилиндрических и конических колес производится горячим накатыванием.
Для цилиндрических колес hd = 2m; с = 0,25m; r,^ 0,38m. Для прямозубых конических колес hd = 2m; с = 0,20т; г,= 0,20т. Для конических колес с круговыми зубьями hd = 2m\ с = 0,25т; П = 0,25т, где т — модуль зубьев .
Основная рейка полностью определяет профили зубьев всех колес нормального зацепления и обеспечивает возможность их любого сочетания при одинаковом модуле.
Исходный контур инструментальной рейки (рис. 8.15, б) отличается от контура основной рейки увеличенной на «с» высотой головки зуба, необходимой для образования большей глубины впадины, обеспечивающей радиальный зазор с в зацеплении сопряженных колес. Избыточная высота зуба инструментальной
рейки не участвует в формировании эвольвентной части профиля зуба нарезаемого колеса.
§ 8.7. Изготовление зубчатых колес
Заготовки зубчатых колес получают литьем, ковкой в штампах или свободной ковкой в зависимости от материала, формы и размеров. Зубья колес изготовляют накатыванием, нарезанием, реже литьем.
Накатывание зубьев. Применяется в массовом производстве. Предварительное формообразование зубьев цилиндрических и конических колес производится горячим накатыванием.