§ 9.2. Общие сведения о расчете на прочность цилиндрических эвольвентных зубчатых передач
Для расчета зубьев, валов и опор силу Fn раскладывают на составляющие:
где Τ2 — вращающий момент на колесе; аш = 20° — угол зацепления.
На ведомом колесе направление силы Ft совпадает с направлением вращения, на ведущем — противоположно ему.
§ 9.3. Общие сведения о расчете на прочность
цилиндрических эвольвентных зубчатых передач
Расчетом на прочность определяют размеры зубчатой передачи, при которых не возникнет опасность повреждения зубьев колес. Это возможно при взаимосвязанном расчете прочности и геометрии зацепления, ибо с изменением геометрии меняется и нагрузочная способность зубчатого зацепления.
Расчет на прочность стальных цилиндрических зубчатых передач внешнего зацепления с модулем m^ 1 мм стандартизован. В курсе «Детали машин» изучают основы такого расчета. При этом вводят некоторые упрощения, мало влияющие на результаты для большинства случаев практики. В расчетах используют много различных коэффициентов. Коэффициенты, общие для расчета на контактную прочность и изгиб, обозначают буквой К, специальные коэффициенты для расчета на контактную прочность — буквой Z, на изгиб — буквой У.
Закрытые передачи рассчитывают на предупреждение выкрашивания рабочих поверхностей зубьев и их поломки (изгиба). Размеры передачи определяют расчетом на контактную прочность, а расчет зубьев на изгиб носит проверочный характер с целью определения минимально возможного значения модуля.
Открытые зубчатые передачи рассчитывают на контактную прочность с последующей проверкой
зубьев на изгиб с учетом их износа.
§ 9.4. Расчет на контактную прочность
Контактная прочность зубьев является основным критерием работоспособности большинства зубчатых передач. При выводе расчетной формулы на контактную прочность рассматривают соприкасание зубьев в полюсе, где происходит однопарное зацепление и возникает выкрашивание; при этом контакт зубьев рассматривают как контакт двух цилиндров с радиусами, равными радиусам эвольвент в полюсе зацепления pi и рг (см. рис. 9.2 и рис. 0.6).
2π (1 — μ ) РПр |
Наибольшее контактное напряжение в зоне зацепления определяют по формуле Герца (см. § 0.10)
где q — нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии зуба: для прямозубых колес длина контактных линий равна ширине венца колеса тогдаЗдесь /СЯа, Khv ~ коэффициенты нагрузки, учитывающие