Периодичность смены смазочного материала
Корпус подшипникового узла заполняют смазочными материалами в объеме 1 /г его свободного пространства.
Ж и ц к и е смазочные материалы (минеральные масла и др.) используют для подшипников при окружных скоростях вала свыше 8 м/с. В зависимости от условий работы применяют различные способы подачи масла в подшипники (капельное смазывание и др.). Для быстроходных подшипников уровень масла должен быть не выше центра нижнего тела качения во избежание существенных гидравлических потерь. В редукторах и коробках передач часто применяют подачу масла разбрызгиванием из масляной ванны. Масло разбрызгивается одним из быстровраща- ющихся колес или специальными крыльчатками.
Твердые смазочные материалы (коллоидальный графит и др.) применяют в распыленном состоянии для подшипников, работающих при температурах свыше 300 °С.
На практике стремятся смазывать подшипники качения тем же смазочным материалом, которым смазываются детали передач.
Периодичность смены смазочного материала устанавливают в зависимости от условий работы.
К.п.д. В подшипниках качения наряду с трением качения наблюдается трение скольжения тел качения о сепаратор, а также скольжение в уплотнениях и в смазочном материале. Для одной пары подшипников качения принимают к.п.д. η = = 0,99...0,995.
Уплотнительные устройства. Для защиты от загрязнения извне и для предупреждения вытекания смазочного материала подшипниковые узлы снабжают уплотняющими устройствами.
Широкое распространение получили манжетные уплотнения (см. рис. 24.19), которые применяют при окружных скоро
стях до 15 м/с. Манжетные уплотнения обладают высокой надежностью и хорошими
уплотняющими свойствами.
Щелевые уплотнения (см. рис. 24.18) применяют для подшипниковых узлов, работающих в чистой среде при скоростях до 5 м/с. Зазоры в них заполняют пластичным смазочным материалом.
Лабиринтные уплотнения (рис. 24.22) — наиболее совершенные из всех средств защиты подшипниковых узлов. Являясь бесконтактными, они пригодны для работы при любых скоростях. Зазор в лабиринтах заполняется пластичным смазочным материалом независимо от вида смазочного материала подшипника. Радиальные зазоры получают изготовлением деталей по посадке #11ДШ.
Центробежные уплотнения. При пластичной смазке подшипников с внутренней стороны корпуса устанавливают мас- лосбрасывающие кольца (см. рис. 24.18), которые должны выступать за стенку корпуса.