ГЛАВА 23. ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ
2. Для уменьшения номенклатуры резцов радиусы галтелей, углы фасок, ширину канавок на одном валу или оси рекомендуется выполнять одинаковыми. Если на валу несколько шпоночных пазов, то их располагают на одной образующей вала (см. рис. 22.8, а).
3. Выбор рациональной формы вала или оси зависит от типа производства. При единичном производстве валы и оси изготовляют преимущественно из круглого проката, поэтому для уменьшения механической обработки принимают простую форму — без буртиков (см. рис. 22.9, а). При массовом производстве валы и оси изготовляют из специальных поковок, которые позволяют применять упорные бурты (см. рис. 22.2).
4. Для увеличения изгибной жесткости валов и осей рекомендуется располагать насаживаемые детали ближе к опорам.
5. Для повышения несущей способности валов и осей рекомендуется упрочнение их поверхностей (закалка т. в. ч., цементация, азотирование, накатка роликом, дробеструйный наклеп).
6. При разработке конструкции вала или оси надо иметь в виду, что резкие изменения их сечений (резьбы под установочные гайки, шпоночные пазы, канавки, поперечные сквозные отверстия под штифты и отверстия под установочные винты и др.) вызывают концентрацию напряжений, уменьшая сопротивление усталости.
Контрольные вопросы
1. Какая разница между валом и осью и какие деформации испытывают вал и ось при работе?
2. Что называют цапфой, шипом, шейкой и пятой?
3. Каковы основные критерии работоспособности валов и осей и какими параметрами они оцениваются?
4. Почему валы рассчитывают в два этапа: первый — проектировочный расчет, второй — проверочный расчет?
5. Какова цель проектировочного расчета, как он производится, какой обычно диаметр вала определяют и почему?
6. Какова цель проверочного расчета и как он производится?
7. Как рассчитывают оси и валы на прочность и жесткость?
8. Каковы конструктивные и технологические способы повышения выносливости валов?
ГЛАВА 23. ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ
§ 23.1. Общие сведения
Подшипники являются опорами валов и вращающихся осей. Они воспринимают нагрузки, приложенные к валу или оси, и передают их на корпус машины. Качество подшипников в значительной степени определяет надежность и долговечность машин.
В зависимости от вида трения подшипники делятся на π о д- шипники скольженияи подшипники качения.