пригодность намеченного подшипника качения
Задаются расчетными коэффициентами V, Кб и Κι в зависимости от условий работы.
3. Для шариковых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников с углом контакта а< 18° определяют отношение Ra/Cor и по табл. 24.2 (или каталогу) принимают значение коэффициента е.
Сравнивают отношение Ra/(VRr) с коэффициентом е и принимают значения коэффициентов X и Y:
а) если Ra/(VRr) то для любого типа подшипника, кроме двухрядного, принимают Х=1, Y=0;
б) если Ra/(VRr) >е для подшипников шариковых радиальных и радиально-упорных, то значения коэффициентов X и Υ принимают по табл. 24...2 (или каталогу);
в) при Ra/(VRr) >едля конических роликовых подшипников принимают коэффициент Х = 0,4 (значение Υ принято ранее в п. 2, в).
4. Вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку.
5. Определяют расчетную динамическую грузоподъемность подшипника Сг расч [формула (24.1)] и оценивают пригодность намеченного подшипника по условию
Если расчетное значение Сг расч больше значения базовой динамической грузоподъемности Сг для принятого подшипника, то переходят к более тяжелой серии или принимают другой тип подшипника (например, вместо шарикового — роликовый) и расчет повторяют. В отдельных случаях увеличивают диаметр цапфы вала с целью перехода на следующий типоразмер подшипника. В этом случае в конструкцию вала вносят изменения.
Если для обеих опор вала принимают подшипники одного типа и одного размера (см. рис. 24.16), то расчет и подбор подшипника ведут по наиболее нагруженной опоре. В этом случае уменьшается количество типоразмеров подшипников в конструкции.
В отдельных случаях пригодность намеченного подшипника качения оценивают
сопоставлением базовой и требуемой долговечности. В этом случае в п. 6 определяют базовую долго
вечность
подшипника Lio в млн. оборотов или Lm в часах:
где /?£, ρ πω — см. формулу (24.1).
Если базовая долговечность больше или равна требуемой то намеченный подшипник пригоден для заданного режима работы.
Пример 24.1. По данным примера 22.2 подобрать подшипники качения для вала редуктора (см. рис. 22.8, а). Диаметр цапф вала d„ = 40 мм, угловая скорость вала ω = 24,8 рад/с. Нагрузка нереверсивная, спокойная. Рабочая температура подшипникового узла не должна превышать 65 °С. Ресурс подшипников Ζ,λ=12·103 ч.
Решение. 1. Суммарные опорные реакции вала (см. расчетную схему на рис. 22.8 и п. 3 решения примера 22.2).