Шариковый радиально-упорный подшипник
Роликовый радиальный подшипник с короткими цилиндрическими роликами (рис. 24.8, а) воспринимает большие радиальные нагрузки. Допускает осевое взаимное смещение колец. Применяется для коротких жестких валов, а также в качестве «плавающих» опор (для валов шевронных шестерен и др.).
При необходимости осевой фиксации валов в одном направлении применяют подшипники с дополнительным буртом (рис. 24.8, б), а для осевой фиксации в двух направлениях — подшипники с дополнительным буртом и с упорной шайбой (рис. 24.8, в) Грузоподъемность подшипника составляет в среднем 1,7 от грузоподъемности шарикового радиального.
Роликовый радиальный подшипник с игольчатыми роликами (рис. 24.9) воспринимает только радиальную нагрузку. При сравнительно небольших габаритных размерах обладает высокой радиальной грузоподъемностью.
Шариковый радиально-упорный подшипник (рис. 24.10) предназначен для комбинированных (радиальных и осевых)
или чисто осевых нагрузок. Подшипники, смонтированные попарно, воспринимают
осевые силы, действующие в обоих направлениях. Применяются при большой частоте
вращения.
Рис. 24.11. Роликовый кониче- Рис. 24.12. Роликовый конический подшипник ский подшипник с упорным
бортом
Роликовый конический подшипник (рис. 24.11 и 24.12) воспринимает одновременно радиальную и осевую нагрузки. Применяется при средних и низких скоростях вращения. Обладает большой грузоподъемностью. Удобно регулируется. Подшипники этого типа, как и предыдущие, устанавливают попарно.
Шариковый упорный подшипник (рис. 24.13, а) воспринимает одностороннюю осевую нагрузку. При действии осевых сил попеременно в обоих направлениях устанавливают двойной упорный подшипник (рис. 24.13, б). Во избежание заклинивания шариков от действия центробежных сил этот подшипник применяют при средней и низкой частоте вращения.
Материалы подшипников. Тела качения и кольца изготовляют из высокопрочных шарикоподшипниковых хромистых сталей ШХ15 и других с термообработкой и последующими шлифованием и полированием. Витые ролики изготовляют навиванием из стальной полосы. Твердость закаленных тел качения и колец 61...66 HRC3. Сепараторы чаще всего штампуют из мягкой листовой стали. Для высокоскоростных подшипников сепараторы изготовляют массивными из бронзы, латуни, легких сплавов или пластмасс.