Тепловой расчет червячных передач
а) обдувом корпуса воздухом с помощью вентилятора, насаженного на вал червяка (рис. 15.12); в этом случае увеличивается Κτ\
б) охлаждением масла водой, проходящей через змеевик (рис. 15.13, а);
в) применением циркуляционной системы смазки со специальным холодильником (рис. 15.13,6). В случаях б) и в) формула (15.34) неприменима.
Тепловой расчет червячных передач производится как проверочный после определения размеров корпуса при эскизном проектировании.
Рис. 15.12. Охлаждение ребристого корпуса редуктора обдувом воздуха от вентилятора: 1 — охлаждающие ребра; 2 — вентилятор |
Рис. 15.13. Схемы искусственного охлаждения червячных передач: / — насос; 2 — фильтр; 3 — холодильник |
Пример 15.2. По данным примера 15.1 проверить тепловой режим червячного редуктора, работающего непрерывно в течение смены. Редуктор расположен в помещении с температурой /„ = 20 °С. Размеры корпуса указаны на рис. 15.14. Вся внутренняя поверхность корпуса омывается маслом. |
|
Рис. 15.14. Корпус червячного редуктора к решению примера 15.2 |
1. С напрессованным венцом (бандажированная конструкция; см. рис. 2.1) — бронзовый венец насажен на стальной диск с натягом. Эта конструкция применяется при небольшом диаметре колес в мелкосерийном производстве.
2. С привернутым венцом (свертная, или болтовая, конструкция; рис. 15.15) — бронзовый венец с фланцем крепят болтами к диску. Фланец выполняют симметрично относительно венца для уменьшения температурных деформаций зубьев. Осевое положение зубчатого венца регулируют набором металлических прокладок /. Такую конструкцию применяют при значительных диаметрах колес (daM2>400 мм).
3.С венцом, отлитым на стальном центре (см. рис. 15.8),— стальной центр вставляют в форму, в которую заливают бронзу для получения венца. Эту конструкцию применяют в серийном и массовом производстве.
Во всех рассмотренных конструкциях чистовое обтачивание заготовки колеса и нарезание зубьев производят после закрепления венца на диске.
Размеры элементов диска определяют по соотношениям, рекомендуемым для цилиндрических зубчатых колес (см. § 11.10).
Контрольные вопросы
1. Почему червячные передачи не рекомендуется применять при больших мощностях?
2. Назовите достоинства и недостатки червячных передач по сравнению с зубчатыми.
3. Как выполняют корригирование червячных передач?
4. Из каких соображений выбирают число витков червяка?
5. Каково минимальное число зубьев червячного колеса?