Санкт-Петербург: 8-812-402-70-55
Москва: 8-495-125-70-55

info@reductory.ru
Название организации:
Имя:
Номер телефона:
Email:
Город:
Адрес доставки:
Требуемая продукция:
ОтменаПодтвердить

§ 8.17. Усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев

Стальное литье. Применяют при изготовлении крупных зубча­тых колес (da^500 мм). Употребляют стали 35Л...55Л. Литые колеса подвергают нормализации.

Чугуны. Применяют при изготовлении зубчатых колес тихо­ходных открытых передач. Рекомендуются чугуны СЧ18...СЧ35. Зубья чугунных колес хорошо прирабатываются, но имеют пони­женную прочность на изгиб.

Пластмассы. Применяют в быстроходных слабонагруженных передачах для шестерен, работающих в паре с металлическими колесами. Зубчатые колеса из пластмасс отличаются бесшумно­стью и плавностью хода. Наиболее распространены текстолит, лигнофоль, капролон, полиформальдегид.

§ 8.15. Виды разрушения зубьев и критерии работоспособности зубчатых передач

В процессе работы на зубья действуют силы передаваемой нагрузки и силы трения. Для каждого зуба напряжения изменя­ются во времени по прерывистому отнулевому циклу. Повторно- переменные напряжения являются причиной усталостного разру­шения зубьев: их поломки и выкрашивания рабочих поверхно­стей. Трение в зацеплении вызывает изнашивание и заедание зубьев.

Поломка зубьев. Это наиболее опасный вид разрушения. Излом зубьев является следствием возникающих в зубьях по­вторно-переменных напряжений изгиба и перегрузки. Усталост­ные трещины (см. рис. 9.3) образуются у основания зуба на той

i_8_27.jpg

Рис. 8.27. Виды разрушения зубьев


  стороне, где от изгиба возникают наибольшие напряжения растя­жения. Прямые короткие зубья выламываются полностью, а длинные, особенно косые, обламываются по косому сечению (рис. 8.27, а). Усталостную поломку предупреждают расчетом на прочность по напряжениям изгиба oF [1], применением коррекции, а также увеличением точности изготовления и монтажа передачи.

Усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев. Основной вид разрушения зубьев для большинства закрытых передач. Возникает вследствие действия повторно-переменных контактных напряжений σΗ (см. рис. 0.6). Разрушение начинается на ножке зуба в околополюсной зоне, где развивается наиболь­шая сила трения (см. § 8.9), способствующая пластическому течению металла и образованию микротрещин на поверхности зубьев (см. рис. 0.8).

[1] Индекс F приписывается всем параметрам, связанным с расчетом по напряжениям изгиба, который выполняют для основания ножки (Foot) зуба, индекс Η — связанным с расчетом по контактным напряжениям.