В схеме 3, называемой схемой «враспор»
При выборе плавающей и фиксирующей опор по схемам 1 и 2 учитывают рекомендации:
1. Подшипники обеих опор должны быть нагружены по возможности равномерно, поэтому если на вал действует осевая сила, то плавающей выбирают опору, нагруженную большей радиальной силой. При этом всю осевую силу воспринимает подшипник, менее нагруженный радиальными силами.
2. При отсутствий осевых сил плавающей выполняют менее
Рис. 24.19. Пример установки вала на сдвоенных радиально-упорных шариковых подшипниках и плавающем радиальном шариковом подшипнике: / — манжетное уплотнение |
нагруженную опору, чтобы уменьшить трение от осевого перемещения подшипника.
3. Если выходной конец вала соединяется с другим валом муфтой, то фиксирующей принимают опору вблизи этого конца вала.
В схемах 3 и 4 (см. рис. 24.17) вал фиксируется в двух опорах, причем в каждой опоре в одном направлении. В опорах этих схем могут быть приняты шариковые или роликовые радиальные (см. рис. 24.5, 24.6, 24.7 и 24.8, б) и радиально-упорные (см. рис 24.10 и 24.11) подшипники.
Схемы 3 и 4 применяют с определенными ограничениями по расстоянию L между опорами. Связано это с изменением зазоров в подшипниках при температурных колебаниях.
В схеме 3, называемой схемой «враспор» [1], чтобы исключить защемление тел качения вследствие нагрева при работе, предусматривают осевой зазор а, несколько больший ожидаемой тепловой деформации подшипников и вала. Величину а устанавливают опытным путем (в узлах с радиальными шарикоподшипниками при 300 мм и ограниченном нагреве а» «0,2...0,5 мм). Требуемый зазор а создают с помощью набора тонких металлических прокладок (см. рис. 24.15).
Значения тепловых деформаций зависят от длины вала, поэтому применение в схеме 3 радиально-упорных подшипников, чувствительных к изменению осевых зазоров, рекомендуется при L = (6...8) dn> где dn—диаметр цапфы. Меньшие значения относятся к роликовым, большие — к шариковым радиально-упорным подшипникам.
Для радиальных подшипников L^\0dn.
Схему 3 широко применяют при относительно коротких валах. Она конструктивно наиболее проста: расточку отверстия в корпусе выполняют сквозной без уступов; число деталей в узле сокращается; просты и удобны монтаж и регулировка (см. рис. 24.15).
[1] В сечениях вала между опорами от осевых сил действуют напряжения сжатия, поэтому такую схему осевого фиксирования вала называют установкой подшипников «враспор».