Санкт-Петербург: 8-812-402-70-55
Москва: 8-495-125-70-55

info@reductory.ru
Название организации:
Имя:
Номер телефона:
Email:
Город:
Адрес доставки:
Требуемая продукция:
ОтменаПодтвердить

§ 10.4. Зубчатые передачи с зацеплением М. Л. Новикова

§ 10.7. Шевронные цилиндрические передачи

Шевронное колесо представляет собой сдвоенное косозубое колесо, выполненное как одно целое (см. рис. 8.1, в). Вследствие разного направления зубьев на полушевронах осевые силы Fa/2 взаимно уравновешиваются на колесе и на подшипники не передаются (рис. 10.5). Это обстоятельство позволяет принимать у шевронных колес угол наклона зуба β = 25...40°, что повышает прочность зубьев и плавность передачи.

Шевронные зубчатые колеса изготовляют с дорожкой в сере­дине колеса для выхода режущего инструмента (червячной фре­зы на рис. 10.5) или без дорожки (нарезаются долбяком или гребенкой со специальной заточкой, см. рис. 8.1, в).

Шевронные колеса без дорожки нарезают,на специальных малопроизводительных и дорогих станках, поэтому их применяют реже, чем колеса с дорожкой. Ширина дорожки а= (10... 15)/п.

Шевронный зуб требует строго определенного осевого поло­жения шестерни относительно колеса, поэтому вал одного из колес пары монтируют в подшипниках, допускающих осевую «игру» вала.

Недостатком шевронных колес является большая стоимость их изготовления. Применяются в мощных быстроходных закры­тых передачах.

i_10_5.jpg

Рис. 10.5. Схема сил на шевронном колесе



Геометрический и прочностной расчеты шевронной передачи аналогичны расчетам косозубой передачи. Для шевронной пе­редачи коэффициент ширины обода колеса ψα = 0,4...0,8.

§ 10.8. Зубчатые передачи с зацеплением М. J1. Новикова

Эвольвентное зацепление, распространенное в современном машиностроении, является линейчатым, так как контакт зубьев происходит по линии (практически по узкой площадке), расположенной вдоль зуба (рис. 10.6). Вследствие малого приве­денного радиуса кривизны контактная прочность эвольвентного зацепления сравнительно невысока, поэтому для современных мощных передач важен вопрос повышения несущей способности зубчатых передач.

М. Л. Новиковым было предложено новое точечное за­цепление, β котором профили зубьев колес в торцовом сече­нии очерчены по дугам окружности (рис. 10.7). Зуб шестерни делается выпуклым, а зуб колеса — вогнутым, что увеличивает их приведенный радиус кривизны, значительно повышая контакт­ную прочность передачи.

В зацеплении Новикова контакт зубьев происходит в точке и зубья касаются только в момент прохождения профилей через эту точку (рис. 10.7), а непрерывность передачи движения обес­печивается винтовой формой зубьев.