§ 6.2. ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ
Недостатки: I) относительная сложность сборки и разборки (особенно внутри неразъемного корпуса), возможность ослабления посадки и повреждения посадочных поверхностй при разборке; 2) большое рассеяние сил сцепления в связи с рассеянием действительных посадочных размеров в пределах допусков и коэффициентов трения; 3) трудность неразрушающего контроля.
§ 6.2. ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ
Соединения имеют широкое применение при больших, особенно динамических нагрузках и отсутствии необходимости в частой сборке и разборке. Как известно, при динамических нагрузках шпоночные соединения быстро обминаются.
Характерными примерами деталей, соединяемых с натягом, могут служить: кривошипы, пальцы кривошипов, детали составных коленчатых валов (рис. 6.1, а), колесные центры и бандажи железнодорожного подвижного состава (рис. 6.1, б), венцы зубчатых и червячных колес (рис. 6.1, в), диски турбин, роторы электродвигателей, подшипники качения (рис. 6.1, г) ит. д.
Характер соединения определяется натягом, который выбирают в соответствии с посадками, установленными стандартной системой предельных допусков и посадок. Наиболее распространены следующие посадки ' с натягом квалитетов 6; 7 в порядке убывания натяга: Н7/и7; H7/s6; Н7/г6; Н7/р6. Сопротивления сдвигу при больших натягах достигают 12 МПа.
Для соединения тонкостенных деталей большие натяги неприменимы.
Способы соединения с натягом:
запрессовкой—простейший и высокопроизводительный способ, обеспечи-
1 Эти посадки соответствуют старым посадкам по ОСТ: первая — горячей, вторая — прессовой, третья — промежуточной между прессовой и легкопрессовой и четвертая — легкопрессовой,-- с названиями, характеризующими их основную технологию.
вающий возможность удобного контроля измерением силы запрессовки, но связанный с опасностью повреждения поверхностей и затрудняющий применение покрытий;
нагревом охватывающей детали до температуры ниже температуры отпуска — способ, обеспечивающий повышение прочности сцепления более чем в 1,5 раза по сравнению с запрессовкой и особенно эффективный при больших длинах соединений;
охлаждением охватываемой детали — способ, преимущественно применяемый для установки небольших деталей, например втулок в массивные корпусные детали, и обеспечивающий наиболее высокую прочность сцепления;