§ 6.3. РАСЧЕТ СОЕДИНЕНИЙ С НАТЯГОМ НА ЭВМ
где
Nn —
наибольший натяг посадки, мкм; Δ3 — необходимый зазор для удобства сборки,
принимаемый обычно равным основному отклонению g, мкм; α — коэффициент
линейного расширения, в сред-
|
Рис. 6.7. Схема подвода масла под давлением на поверхность контакта |
нем равный для стали 12· 10~в, для чугуна 10,5· Ю-6, для оловянных бронз 17- Ю-6, для латуни 18· Ю-6, для алюминиевых сплавов 23· Ю-6; d — номинальный посадочный диаметр, мм.
Охватывающую деталь нагревают в зависимости от требуемой температуры в масле (до 150 °С) индукционным (весьма рациональным) методом в камерных электропечах или в ваннах с горячей жидкостью.
Охватываемую деталь охлаждают сухим льдом (углекислота, температура испарения — 79 °С) или жидким воздухом (температура испарения —190 °С). Пользование жидким воздухом требует необходимых мер предосторожности. Смазка посадочных поверхностей при этом недопустима, и детали должны быть тщательно обезжирены. При гидрозапрессовке и распрессовке давление масла должно быть равно (1,4...2) ρ (ρ— давление при наибольшем вероятностном натяге для выбранной посадки).
Конические соединения. Достоинства по сравнению с цилиндрическими соединениями: возможность более точного установления и контроля натяга (по осевому натягу), возможность практически неограниченного числа сборок и разборок. Эти соединения считают перспективными, и их применение расширяется. Конусность постоянных соединений без шпонок назначают обычно 1/50 (реже 1/100). Соединения со шпонками, удобные для сборки и разборки, выполняют с конусностью 1/10 и затяжкой с помощью резьбы (концы валов электродвигателей и редукторов).
Расчеты конических соединений аналогичны расчетам цилиндрических соединений, только в расчетах осевой силы запрессовки вместо коэффициента треиия f следует брать коэффициент /±tga, где a — угол наклона конуса. При конусности 1/50 tga = 0,0l и уточнение пренебрежимо мало.
§ 6.3. РАСЧЕТ СОЕДИНЕНИЙ С НАТЯГОМ НА ЭВМ
Использование ЭВМ позволяет рассчитать несколько посадок с учетом вероятностного распределения размеров деталей по полю допуска, проанализировать влияние шероховатости контактирующих поверхностей, коэффициентов жесткости деталей в зависимости от их конструкции и размеров. По результатам расчета можно выбрать оптимальную посадку по заданному коэффициенту сцепления и прочности деталей.