В литературе эпохи Возрождения
За период средневекового застоя часть технических достижений древности была забыта. В период Возрождения вновь появляются известные ранее и иовые механизмы и детали.
У монаха Теофила Пресбитера (1100 г.) имеются данные о применении маховика.
В записках Леонардо да Винчи (1452—1519 г.) описаны винтовые зубчатые колеса с перекрещивающимися осями, зубчатые колеса с вращающимися цевками, подшипники качения, шарнирные цепи и разные машины.
В литературе эпохи Возрождения имеются данные о применении канатных и ременных передач, грузовых винтов, муфт.
Таким образом, большинство основных типов деталей машин было известно еще в древности или в период Возрождения.
С появлением паровой машины в конце XVIII в. и паровоза в начале XIX в. широкое применение получили заклепочные соединения (в паровых котлах и железнодорожных мостах). В XX в. произошло постепенное вытеснение заклепочных соединений сварными.
Резьбовые соединения непрерывно совершенствовались. В 1840 г. Витвортом в Англии была разработана система крепежных резьб, сыгравшая большую роль как первая работа по стандартизации в машиностроении.
Передачи гибкой связью (ременная и канатная) развивались в начале как универсальные: для раздачи энергии от паровой машины по этажам фабрики (канатная передача), для привода трансмиссионных валов, привода отдельных станков и других машин и привода отдельных органов в каждой машине (ременная передача). В конце XIX и в XX вв. по мере развития индивидуального электропривода роль ременной передачи свелась к приводу легких и средних машин от индивидуальных приводных двигателей. В 20-х годах началось широкое распространение ременных передач с клиновым сечением ремия. В последние годы осуществляется переход на ремни из синтетических материалов, зубчатые и многоклиновые.
Зубчатая передача непрерывно совершенствовалась и области применения ее расширялись: вместо цевочного появляется собственно зубчатое зацепление, сначала прямо- Сочного профиля со скруглениями, который ,ат°м заменяется циклоидальным, а потом ^вольвентным. Вместо деревянных колес, использовавшихся в приводе от водяных двигателей, начинают применять чугунные со вставными деревянными зубьями иа большом колесе, потом литые чугунные необработанные и, наконец, стальные обработанные