Г ЛАВ А VI СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С НАТЯГОМ
Последнее позволяет организацию централизованного изготовления венцов, причем число типоразмеров сокращается в 20 раз по сравнению с типоразмерами цельных зубчатых колес. Клей начинают использовать при установке наружных колец подшипников качения в корпус, для уплотнения и стопорения резьбовых соединений, для присоединения пластинок режущего инструмента.
Для особопрочных соединений, испытывающих произвольную нагрузку, включая неравномерный отрыв, и вибрационную нагрузку, применяют комбинированные соединения, клеесварные и клеезакле- почные, клеерезьбовые.
Комбинированные соединения обеспечивают равнопрочность с целыми листами и широко применяются в ответственных машинах (в частности, в тяжелых самолетах соединяемые поверхности по несколько сот квадратных метров).
Клеесварные соединения выполняют обычно в виде сочетания клеевых и точечных сварных швов. Толстые листы соединяют двухрядными швами с "шахматным расположением точек. Точечную сварку преимущественно производят по жидкому (эпоксидному) клею.
Клеезаклепочные соединения еще прочнее клеесварных. Их обычно выполняют по незатвержденному (фенольному БФ-1, БФ-2 и др.) клею, что исключает необходимость сдавливания соединяемых листов при склеивании.
Успешно применяют клееболтовые соединения.
79 |
клеевые соединения |
Рассеяние
энергии в клеевых соединениях на 20—30 % больше, чем в обычных фрикционных.
Г ЛАВ А VI
§ 6.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Соединения деталей с натягом — это напряженные соединения, в которых натяг создается необходимой разностью посадочных размеров насаживаемых одна на другую деталей. Для скрепления деталей используются силы упругости предварительно деформированных деталей.
Соединения можно разделить на две группы:
1) соединения
деталей по цилиндрическим или коническим поверхностям, причем одна деталь охватывает
другую (рис. 6.1); специальные соединительные детали отсутствуют;
2) соединения деталей по плоскости с помощью стяжных колец или планок (рис. 6,2).
Основное применение имеют соединения первой группы.
Смещение деталей предотвращается их взаимным направлением и силами трения на поверхности контакта. Соединения с натягом могут воспринимать произвольно направленные силы и моменты.
Общим достоинством соединений с натягом является возможность выполнения их для очень больших нагрузок и хорошее восприятие ими ударных нагрузок.
Цилиндрические и конические соединения просты в изготовлении, обеспечивают хорошее центрирование, не требуют специальных крепежных деталей.