Жесткость, т. е. способность деталей сопротивляться изменению формы
1) специфические требования безопасности — коэффициент S3 = 1... 1,5.
Общий коэффициент запаса прочности
В настоящее время он должен рассматриваться в вероятностном аспекте.
Расчеты в предположении неблагоприятных сочетаний характеристик материалов, нагрузок и т. д. приводят к ненужному утяжелению деталей. Поэтому в настоящее время переходят на расчеты по заданной вероятности безотказной работы.
Для конструкций, разрушение которых особенно опасно для жизни людей (грузоподъемные машины, паровые котлы и т. д.), коэффициенты запаса прочности, а также методы расчета регламентированы нормами Госгортехнадзора.
Одним из наиболее общих условий конструирования машин является условие равнопрочности. Очевидно, что нет необходимости конструировать отдельные элементы машины с излишними запасами несущей способности, которые все равно не могут быть реализованы в связи с выходом конструкции из строя из-за разрушения или повреждения других элементов.
Жесткость, т. е. способность деталей сопротивляться изменению формы под действием сил, является, наряду с прочностью, одним из важнейших критериев работоспособности машины. Во многих деталях машин напряжения значительно ниже предельных, например в станинах металлорежущих станков они составляют всего несколько МПа, и размеры таких деталей диктуются именно условиями жесткости.
Актуальность критерия жесткости непрерывно возрастает, так как совершенствование материалов происходит главным образом в направлении повышения их прочностных характеристик, а модули упругости повышаются при этом значительно меньше или даже сохраняются постоянными, как, например, у сталей.
Требования к жесткости деталей машин определяются:
1) условиями прочности детали — при неустойчивом равновесии, а также при ударных нагрузках;
2) условиями работоспособности детали совместно с сопряженными деталями; например, жесткость валов определяет удовлетворительную работу подшипников, а также зубчатых, червячных и других передач;
3) условиями динамической устойчивости (отсутствием резонанса колебаний или недопустимых автоколебаний);
4) технологическими условиями (невозможностью высокопроизводительной обработки);
5) условиями удовлетворительной работы машин в целом (например, для машин-орудий они сводятся к выпуску точных изделий).