Машины состоят из деталей
Рассмотрение явлений в своем развитии является весьма плодотворным в курсе деталей машин. Развитие конструкций тесно связано с развитием технологии, которая обеспечила появление подшипников качения, многоко'нтактных соединений и передач (шлицевых, волновых и др.), деталей оптимальных форм.
Не менее тесная связь — с развитием и появлением новых материалов.
На примере ряда деталей можно явно наблюдать спиралевидное развитие. Так, передачи с ремнями из натуральных материалов начали вытесняться из машин, а после появления новых синтетических материалов получили второе рождение.
Машины состоят из деталей. Детали машин — это составные части машин, каждая из которых изготовлена без применения сборочных операций (например, вал).
Число деталей в сложных машинах может составлять десятки и сотни тысяч, например в автомобиле более 15 тыс. деталей, в автоматизированных комплексах прокатного оборудования — более миллиона.
Курс «Детали машин» охватывает также совокупность совместно работающих деталей, представляющих собой конструктивно обособленные единицы, обычно объединяемые одним назначением и называемые сборочными единицами или узлами. Узлы одной машины можно изготовлять на раз-' ных заводах. Характерными примерами узлов являются редукторы, коробки передач, муфты, подшипники в собственных корпусах.
Изготовление машины из деталей в первую очередь связано с необходимостью относительных движений ее частей. Как свидетельствует одно из старейших, дошедших до наших дней определений, под термином «машина» понималось «орудие, имеющее внутреннее движение частей».
Неподвижные и взаимно неподвижные, скрепленные между собой детали называют звеньями. Выполнение звеньев не из одной, а из нескольких соединенных между собой деталей обеспечивает возможность:
а) изготовления деталей из разных материалов, например вкладышей под- ц1 и п ни ков из бронзы или другого антифрикционного материала, а корпусов подшипников из чугуна;
б) удобной замены быстроизнашивающихся деталей;
в) сборки (например, установка коленчатого вала в коренные подшипники двигателя обычно выполнима лишь при съемных крышках) и облегчения сборки машины;
г) большей стандартизации и централизованного изготовления деталей.